ТБИЛИСИ, Грузия. В спальне с фиолетовыми стенами, где рядом с портретом шахматного гения Бобби Фишера (Bobbi Fischer) висят постеры с Арианой Гранде (Ariana Grande) и героями «Игры престолов», 17-летняя Като Пипия сидит за компьютером, с легкостью одерживая победы над соперниками.
В октябре Пипия выиграла Всемирный школьный чемпионат по онлайн-шахматам, в котором принимали участие ученики из 37 стран. О чем она мечтает после этого? «Стать международным гроссмейстером», — говорит она.
Десятки лет крошечная Грузия демонстрировала невероятные достижения на мировой шахматной сцене. А тропу для грузинских женщин проложила их собственная героиня, Нона Гаприндашвили, в чьем восхождении к славе в эпоху холодной войны можно провести некоторые параллели с выдуманной героиней сериала «Гамбит королевы» Бет Хармон (Beth Harmon).
В 1978 году Гаприндашвили вошла в историю как первая женщина, завоевавшая титул гроссмейстера. В свои 79 лет она до сих пор принимает участие в турнирах, — она одержала победу в женском разряде от 65 и старше на Чемпионате мира среди ветеранов в Бухаресте, Румыния, в ноябре 2019 года, — вдохновляя новое поколение девочек и молодых женщин страны, где чемпионка по шахматам способна получить статус звезды.
«Для нас она настоящая легенда», — говорит Пипия.
Гаприндашвили вспоминала, как добилась славы по всему Советскому Союзу, получив беспрецедентный титул гроссмейстера. Когда она возвращалась на поезде в Грузию из Москвы, толпы поклонников собирались на каждой станции в надежде пожать ей руку или увидеть хотя бы мельком.
«Мой отец даже потерял в толпе ботинок», — рассказывает Гаприндашвили, живущая в Тбилиси в квартире, подаренной ей советскими властями.
«Нона была первой женщиной, которая вывела женские шахматы на мужской уровень, — рассказывает бывшая звезда шахмат и журналистка Милунка Лазаревич (Milunka Lazarević) в вышедшем в этом году фильме о гениях грузинской шахматной сцены „Слава королеве". — Это можно было сравнить с высадкой на Марсе или Юпитере, — до нее это было невозможно даже представить!»
Успех Гаприндашвили послужил источником вдохновения для многих знаменитых игроков, в том числе для Наны Александрии, трижды одержавшей победу на Чемпионате Советского Союза по шахматам среди женщин, не достигнув еще 20 лет и получив, среди прочего, международный титул «женщины-гроссмейстера». (В Международной шахматной федерации существуют специальные разряды от международного гроссмейстера-женщины для исключительно женских турниров, но во многих турнирах участвуют и мужчины, и женщины.)
Еще одна шахматистка Майя Чибурданидзе тоже преклонялась перед Гаприндашвили в детстве — и одержала победу над ней в 1978 году, завоевав титул чемпионки мира по шахматам и удерживая его в течение 13 лет. Чибурданидзе стала второй после Гаприндашвили женщиной-гроссмейстером. (На сегодняшний день из 37 женщин, завоевавших титул гроссмейстера, шесть — грузинки.)
«Шахматы — у нас в крови», — говорит Софи Николадзе, руководитель отдела по связям с общественностью Грузинской шахматной федерации, входя в главный зал грузинского Дворца шахмат в Парке Вере в Тбилиси.
Потолок — возвышающийся над рядами еще советских деревянных стульев с прямой спинкой — являет собой поразительный пример трехмерного дизайна из квадратов, составляющих образ шахматной доски в воздухе. В нем есть нечто общее с тем, что представляла себе героиня Хармон еще в приюте в «Гамбите королевы».
На улице, в холодный ноябрьский день, группа пенсионеров в масках играет в шахматы и нарды.
«Женщинам приходилось сражаться и трудиться наряду с мужчинами, — рассказывает Николадзе, международный гроссмейстер, игравшая за национальную сборную страны. — Это часть нашего характера. Думаю, это передавалось из поколения в поколение».
Самый знаменитой правительницей страны, правившей в золотом XII веке была царица Тамара, носившая титул «короля». В прошлом существовала традиция включать в приданое невесты и набор шахмат.
В эпоху холодной войны шахматы играли символическую роль в геополитике, и апогеем стал 1972 год, когда Фишер, американец, одержал знаменитую победу над русским Борисом Спасским на Чемпионате мира по шахматам.
При этом в Советском Союзе государственный аппарат дискриминировал грузин и других представителей нерусских национальностей. «Некоторые чиновники-коммунисты не были рады, что женская советская команда состоит исключительно из грузинок», — добавляет Александрия.
В 1978 году Кремль вмешался, когда советская грузинская команда шахматистов должна была выступать на Шахматной олимпиаде в Буэнос-Айресе.
«За час до вылета самолета в Буэнос-Айрес самую молодую шахматистку команды, Нану Иоселиани, по указанию советских чиновников заменили на русскую, — рассказывает Александрия. — Это за час до вылета не делается».
Подобную замену попытались произвести и в 1980 году на Олимпиаде на Мальте.
«Но тогда грузинский министр спорта вылетел в Москву, вмешался, и команда, состоявшая исключительно из грузинок, осталась в нетронутом виде», — добавляет она.
По возвращении в Грузию шахматистки стали местными знаменитостями.
«В тот период — в 1980-е, 1990-е, почти всех новорожденных девочек называли Нона, Майя или Нана, в честь наших знаменитых женщин», — рассказывает Нана Дзагнидзе, отец которой назвал ее в честь Александрии. Дзагнидзе стала гроссмейстером по шахматам в 2008 году.
Сейчас новое поколение молодых женщин представляет Грузию на международных шахматных турнирах. Некоторые из них выросли в трудные годы, последовавшие за распадом Советского Союза, когда большинство людей выживали, получая электричество всего четыре часа в день на фоне безудержной преступности, постоянного дефицита продовольствия и гражданской войны.
«Я помню, как мне приходилось читать книги и играть в шахматы дома при свечах, — рассказывает 33-летняя Нино Бациашвили, трехкратная чемпионка по шахматам среди женщин и последняя грузинка, ставшая гроссмейстером в 2018 году.
В отличие от советского времени, никакой поддержки от государства не было. «Когда мне было 18 лет, я ездила на соревнования с чемоданами книг, когда другие привозили компьютеры, чтобы анализировать шахматные партии», — рассказывает Бациашвили.
В этом году из-за пандемии коронавируса игроки не смогли никуда выезжать.
«Шахматисты живут, стремясь к победам на турнирах, а в этом году у нас их было всего два. Этого недостаточно, чтобы жить», — рассказывает Нино Хомерики, 22-летняя шахматистка, получившая титул женщины-гроссмейстера в 2019 году.
Пока бушует пандемия, шахматные часы в напоминающем пещеру дворце шахмат в Тбилиси, посвященном Гаприндашвили, молчат. Зал, где когда-то яблоку негде было упасть, стоит пустой. Стопки желтеющих плакатов прежних суперзвезд по шахматам собирают пыль и плесневеют.
Гаприндашвили пока не ездит ни на какие турниры, но надеется на скорейшее возвращение.
«Для меня шахматы — это жизнь, — говорит она, рассказывая об играх со всеми — от профессиональных гроссмейстеров до игроков-любителей во время посещений тюрем. — Здесь нет национальностей, это просто встреча людей. Они дают энергию. Я забываю обо всем остальном».