В Африке развернулась борьба за влияние. 15 декабря Фейсбук объявил о закрытии трех сетей фальшивых аккаунтов, которые проводили операции влияния в Африке. Одна из них, сосредоточенная на Центральноафриканской Республике и Мали, была связана с французской армией.
Две других, нацеленные на ЦАР и Ливию, относились к Агентству интернет-исследований (петербургская «фабрика троллей») и прочим предприятиям олигарха Евгения Пригожина, который владеет российской частной военной компанией «Вагнер» (она работает на территории ЦАР и Ливии).
Все они были закрыты из-за нарушения политики Фейсбука, которая запрещает «скоординированные действия в интересах иностранного правительства», как заявили ответственный по политике безопасности соцсети Натаниэль Глейчер и глава глобальной группы по предотвращению угроз Дэвид Агранович.
«Связи с людьми, которые имеют отношение к французской армии»
Во французском случае Фейсбук удалил 84 аккаунта, 6 страниц, 9 групп и 14 аккаунтов в Инстаграме. «Хотя стоящие за этим люди пытались скрыть свою личность и скоординированный характер своих действий, наше следствие выявило их связи с людьми, которые имеют отношение к французской армии», — сообщают в соцсети.
Речь идет о первом случае принятия Фейсбуком мер против людей, которые связаны с западным правительством или армией. Как бы то ни было, представители предприятия не возложили напрямую ответственность за операцию на французское правительство или армию и не предоставили доказательства их причастности.
Социальные сети — поле боя
Вмешательство Фейсбука привлекает внимание к противостоянию Франции и России в ЦАР. «Геополитическая борьба в Африке разворачивается параллельно в социальных сетях», — говорится в 85-страничном докладе аналитического предприятия Graphika и интернет-обсерватории Стэнфордского университета, с которыми поделился данными Фейсбук. «В операциях задействовали не только Фейсбук, но и Твиттер, Ютуб, а также материалы большого формата в прессе».
Столкновение российской и французской операций в ЦАР началось в январе 2020 года. Российская опиралась на уроженцев ЦАР и ЮАР, которые писали о местной политике, президентских и парламентских выборах 27 декабря, превозносили действия России, очерняли Францию и миссию ООН.
Французская операция была главным образом ориентирована на Мали и ЦАР, но в меньшей степени также охватила Нигер, Буркина Фасо, Алжир, Кот-д'Ивуар и Чад. В ЦАР сообщения касались практически исключительно российского вмешательства и троллей, не затрагивая местную политику и будущие выборы. В Мали речь шла о прославлении действий малийских и французских сил против джихадистских групп.