Я провела в аэропорту 44 часа, а обращались со мной, как с преступницей, рассказывает Наталья Садовская (Natalia Sadowska), которая почти полгода ждала матча за звание чемпиона мира по международным шашкам. Она была уже готова к игре, но матч не состоялся, и проблемы в аэропорту стали лишь началом тех злоключений, которые ждали ее в Москве.
Поляки отказались, россияне медлили
Садовская стала чемпионкой мира в конце ноября 2018 года. В состязании, которое продолжалось 9 дней, она одержала победу над легендой женских шашек, 16-кратной чемпионкой мира Зоей Голубевой. Звание чемпиона разыгрывается в этом виде спорта каждый год: в нечетные годы проводится турнир, а в четные — матч. Садовская лишилась титула год назад в Якутске, где победила Тамара Тансыккужина. Полька заняла пятое место, но как бывшая чемпионка сохранила статус претендентки.
Изначально матч с россиянкой планировалось провести в марте или апреле, одна его часть должна была пройти в Варшаве, а вторая в Москве. Однако планы нарушил коронавирус. «Польский спонсор отказался от участия, заявив, что из-за пандемии не сможет внести оговоренную сумму. На министерство спорта рассчитывать не приходится уже давно, а другого спонсора мы не нашли, так что матч пришлось перенести», — рассказывает Садовская.
Казалось, что россияне решили проблему: месяцем позже они заявили, что готовы провести состязания у себя. и нашли двух спонсоров, но дело с мертвой точки не сдвинулось. «Каких-либо сигналов я ждала почти полгода», — говорит полька.
Организатор, Федерация шашек России, наконец отозвалась. Матч, первую часть которого планировалось провести в Москве, а вторую в Петербурге, назначили на сентябрь. Он не состоялся ни тогда, ни в октябре, ни в ноябре. «Я объясняла ситуацию пандемией и сохраняла спокойствие. Я ни на что не могла повлиять, мне оставалось сконцентрироваться на тренировках. Из-за переноса сроков проведения матча мне пришлось менять личные планы, но я несколько месяцев оставалась в полной готовности. С тренером через интернет и самостоятельно я тренировалась по несколько десятков часов в неделю, все для того, чтобы быть в форме, когда появится точная дата», — вспоминает Садовская.
В итоге матч назначили на 15 декабря. Наталья узнала об этом 28 ноября. «Оставался минимум времени на то, чтобы уладить все формальности, связанные с поездкой в Россию. С тестом на covid-19 проблем не было, но визу в период пандемии оформить гораздо сложнее, чем в обычное время, и если бы не помощь визового центра, я могла не успеть», — рассказывает Садовская. Визу она получила 10 декабря накануне вылета в Москву.
Два ломтика огурца и крошечные помидоры
Это путешествие Наталья будет помнить до конца жизни. Проблемы начались уже на пересадке в Цюрихе, через который пришлось лететь Садовской в связи с ограничениями в авиасообщении. «В Швейцарии мне сказали, что моих бумаг на русском никто не понимает, и попросили предоставить документы на английском, но таких я не получила. В итоге на это махнули рукой и пустили меня в самолет, который и так опаздывал из-за меня на полчаса».
Однако отнюдь не веселая комедия только начиналась. «Это был цирк, — вспоминает Наталья. — В Москве я приземлилась в пятницу около 18, потом четыре часа проходила разные контрольные процедуры, но оказалось, что меня нет в списке лиц, которым разрешен въезд на территорию России. Я могла полететь обратно на следующем самолете или ждать».
И она ждала. 44 часа. Организатор матча с Тансыккужиной не позаботился о том, чтобы министерство спорта внесло Наталью в соответствующий список. «У организатора, которому мы долго не могли дозвониться, были связаны руки, поскольку министерство в выходные не работает. Я провела две ночи в транзитной зоне для людей, с которыми не понятно, что делать. Сначала один пограничник сказал, чтобы я не волновалась, что мне забронируют гостиницу, где я смогу подождать до понедельника. Потом я услышала, что мне придется ждать в аэропорту. Я хотела сама забронировать себе ночлег, чтобы побыть в человеческих условиях, но разрешения на это не получила».
Наталья чувствовала себя, как заключенная, относились к ней соответствующе. «Не знаю, верное ли это сравнение, потому что в тюрьме кормят, пожалуй, лучше. Я получала маленькие пластиковые коробочки, в которых лежало два ломтика огурца и крошечные помидоры. У меня не было никаких прав, я сама не могла ничего купить. В туалет меня водила таможенница, на обратном пути она проверяла, не пронесла ли я что-нибудь тайком. Это был кошмар, но, как я убедилась, даже в XXI веке можно встретить такое отношение к человеку».
В России, судя по всему, не извиняются
Кошмар закончился только в понедельник после 14. Организатор предоставил письмо министерства спорта, и Наталья смогла покинуть аэропорт. «Они мне просто сказали, что „все ок", и я могу идти. Никаких извинений. В России, судя по всему, не извиняются», — рассказывает она.
Аналогичные проблемы с въездом возникли у ее тренера Евгения Ватутина. Он живет в Минске, путь откуда в Москву должен был занять восемь часов. Однако путешествие закончилось на белорусско-российской границе в пункте пропуска «Красное». Ватутина тоже не оказалось в списке лиц, которым разрешен въезд в РФ. «В два часа ночи меня высадили из-за отсутствия разрешения от ФСБ. Что пошло не так, я не знаю. Ночь, мороз, я с багажом на дороге в чистом поле. Но нашлись „добрые люди", за 35 евро отвезли меня в Оршу на вокзал. В 9 утра я был дома», — цитирует его слова сайт «Даминатор» (Daminator.eu).
Тренер попал в Москву не 12 декабря, как планировалось, а тремя днями позднее, и не на автобусе, а уже на самолете. В рассказе Ватутина часто появляется имя Александра Растегаева, который был ответственным за организацию матча. Садовской и ее наставнику в самые сложные моменты связаться с ним не удалось. Сделать этого не смогли и мы. Растегаев не ответил на наше электронное письмо с вопросами об упущениях, из-за которых Наталье пришлось провести двое суток в аэропорту, а Ватутину — ездить из Минска в Красное и обратно.
Переводы в пути, садись и играй
О проведении матча в среду 16 декабря не могло быть и речи. Наталья попросила перенести его на четверг из-за своих перипетий в аэропорту и проблем тренера. Организатор не только пошел ей навстречу, но и дал дополнительное время на отдых, объявив, что матч пройдет в субботу. Но российский кошмар на этом не закончился, хэппи-энда у истории не будет.
Организатор, не позаботившийся о самых основных вещах, был обязан зарезервировать и оплатить проживание и питание Садовской и Ватутина. «Он говорил, что вернет за все деньги. Уже через пару дней он начал выдвигать претензии по поводу того, что мы имеем наглость напоминать о себе. Мне следовало сосредоточиться на приближающемся матче, но пришлось заниматься организационными вопросами, которые меня вообще не должны касаться», — говорит Наталья.
Поведение организатора заставило ее утром в четверг сделать то, чего она обычно никогда не делает: попросить предоставить документы, подтверждающие формирование призового фонда, который должен был составить 50 тысяч евро. «Я хотела убедиться, что меня не обманывают. Мне ответили, что документов пока нет, но переводы уже в пути, посоветовав ни о чем не беспокоиться, а садиться и играть».
Кто такой Артем?
«Я была уверена, что больше ничего плохого произойти не может. Никогда раньше не случалось, чтобы организатор подобного мероприятия оказывался мошенником. Более того, я наивно надеялась, что он решит как-то искупить вину за произошедшее в аэропорту. Мне до сих пор сложно во все это поверить», — добавляет Садовская. В четверг утром она заявила, что не выйдет на субботний матч, не увидев финансовых документов.
Вечером того же дня стало ясно, что он не состоится. Наталью и ее тренера пригласили на встречу с организатором, где произошел еще один скандальный инцидент. «Там присутствовал не только организатор, но и какой-то неизвестный человек. Я знаю только, что его звали Артем. Он произнес монолог, который я никогда не забуду. Он вел себя очень грубо, всех нас оскорблял: сначала меня и моего тренера, потом мою соперницу. Он заявил, что мы приехали в Москву погулять за его деньги, а не играть матч. Нам все пришлось улаживать самим, но он обвинял за задержки нас. Когда мой тренер спросил этого человека, кто он, тот отрезал, что знать этого нам не обязательно. Под конец он заявил, чтобы мы ехали домой, потому что всем на нас плевать. Мой тренер не хотел, чтобы я это слушала, но я осталась. На встрече я держала себя в руках, но в лифте расплакалась, как ребенок, поняв, что матча не будет», — рассказывает Наталья.
Матч за звание чемпиона пройдет в Польше?
В Варшаву она вернулась меньше, чем через сутки. Билет домой купил Наталье председатель ее клуба «Адмирал ПК Бест» из Щецина. К счастью, на этот раз обошлось без неприятных сюрпризов. «Я успела отдохнуть, все в порядке, но эти дни, проведенные в России, я не забуду никогда», — признается Садовская.
То, что матч с Тансыккужиной не состоялся в России, не означает, что его вообще не будет. Пока все указывает на то, что полька попытается вернуть себе титул чемпионки в апреле в Польше. Спустя несколько дней после скандальных событий в Москве появился спонсор, который заявил о готовности помочь с проведением матча в нашей стране. Наталья рассчитывает, что найдутся и другие, чтобы мероприятие получило соответствующий статус.
«Я надеюсь, что мы в Польше покажем, как устраивать такие матчи, как заботиться о спортсменах и их тренерах, учитывать все детали. И, конечно, я надеюсь снова победить и стать чемпионкой мира», — подводит итог Садовская.
Как нам удалось выяснить, Польская федерация шашек после Рождества направит российской требование возместить расходы на поездку нашей спортсменки и дать объяснения по поводу всей этой истории.