Министр иностранных дел Турции Чавушоглу, встретившийся с министром иностранных дел России Лавровым, напомнил, что между министерствами здравоохранения двух стран было подписано соглашение по разработанной Россией вакцине «Спутник V», и сказал: «Была запрошена некоторая информация, и наш министр здравоохранения сказал, что эти сведения поступили от России. Цель здесь — не только получение вакцины, но и ее совместное производство в Турции».
Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу (Mevlüt Çavuşoğlu) посетил Россию по случаю восьмого заседания Совместной группы стратегического планирования Турции — Российской Федерации. По итогам заседания, состоявшегося в Сочи, главы внешнеполитических ведомств двух стран Лавров и Чавушоглу провели совместную пресс-конференцию.
Соглашение по вакцине
Чавушоглу отметил, что в этом году общался с Лавровым 22 раза, и продолжил: «Между министерствами иностранных дел мы подписали план консультаций на 2021-2022 годы. Мы хотим продолжать и углублять в ближайшие годы наши консультации по региональным вопросам. У нас очень интенсивное сотрудничество во многих областях. Нам нужно наращивать нашу торговлю. Рад решению России расширить квоты на импорт томатов».
«Наши министерства здравоохранения подписали соглашение о совместной работе по вакцине для борьбы с пандемией, — напомнил глава турецкого МИД. — В Карабахе установлен режим прекращения огня. Российские миротворческие силы находятся „на земле", создается совместный мониторинговый центр. Мы продолжим наши усилия по достижению прочного мира и урегулирования в Сирии. Усилия России в отношении режима оказывают положительное действие».
Лавров: мы не зависим от чьих-то прихотей
При ответе на вопросы министры сделали следующие заявления.
На вопрос о решении США ввести санкции против Турции Сергей Лавров ответил: «Отношения между Россией и Турцией чрезвычайно самоценны и самодостаточны, не зависят от чьих-то прихотей. Мы готовы сотрудничать на основе обоюдных интересов. Это самая здоровая основа, на которой выстраиваются долгосрочные отношения. Если санкции Запада и имеют какое-то отношение к российско-турецкому взаимодействию, то только в том плане, что Россия и Турция являются независимыми государствами, отстаивают свои национальные интересы в координации и через поиск их баланса. Некоторые западные силы прибегают к методам недобросовестной конкуренции в экономике, энергетике, оборонной промышленности. Наши отношения были и развивались задолго до того, как Запад стал угрожать нам своими санкциями».
Мевлют Чавушоглу, в свою очередь, заявил: «Мы принципиально против санкций, кто бы им ни подвергался. В прошлом ЕС вводил санкции против России. Мы открыто сказали, что это неправильно. Проблемы нельзя решить санкциями. Недавнее решение США в рамках CAATSA также является ошибочным как с юридической, так и с политической точки зрения. Малые, сильные или слабые — не имеет значения. Санкции —посягательство на наши суверенные права. Соглашение по С-400 было подписано задолго до закона CAATSA. С другой стороны, мы хотели решить все проблемы, в том числе вопрос С-400, путем диалога. Вместо того чтобы ставить под сомнение наши отношения с Россией или любой другой страной, там, где у нас есть разногласия, мы рекомендуем отдавать предпочтение диалогу. Наши отношения с Россией не являются альтернативой нашим отношениям с НАТО. Мы сотрудничаем с Россией в рамках ОБСЕ и других организаций. Советую западным странам придавать значение сотрудничеству, а не санкциям».
Получит ли Турция вакцину «Спутник V»?
«В период пандемии у нас были хорошие отношения с Россией, — отметил Чавушоглу. — Наши министры здравоохранения подписали соглашение о вакцине „Спутник V". Была запрошена некоторая информация, и наш министр здравоохранения сказал, что эти сведения поступили от России. Цель здесь — не только получение вакцины, но и ее совместное производство в Турции».
Ситуация в Ливии весьма серьезная
«Мы с Россией приложили много усилий в направлении прочного режима прекращения огня, — заявил Чавушоглу. — На данном этапе эти совместные усилия тоже вносят большой вклад. Турция убеждена, что единственно возможное решение в Ливии — политическое регулирование. В настоящее время оно продолжается. Мы никогда не руководствовались исключительно интересами Турции. Мы также внесли важный вклад в восстановление Ливии. В дальнейшем все должны делать шаги к урегулированию. Мы увидели, что Хафтар (Hafter) придерживается иного подхода. Если возникнет угроза для нас, мы без колебаний примем необходимые меры».
Сергей Лавров отметил: «В ливийском конфликте у каждой стороны столько гарантов, что пора сократить их число. Ситуация весьма серьезная. В целом обстановка стабилизировалась. Мы все вместе должны поддерживать это. Также в плане достижения согласия в Ливии должен возобновиться экспорт нефти, необходимо справедливое распределение доходов от него. Это национальное богатство ливийского народа. Противоправная агрессия НАТО разрушила ливийскую государственность в 2011 году».