ПРИНСТОН — Американский капитализм больше не служит большинству американцев. В то время как образованные элиты живут дольше и более благополучно, менее образованные американцы — две трети населения — умирают в более молодом возрасте и испытывают трудности в физическом, экономическом и социальном плане.
Этот растущий разрыв между теми, у кого есть четырехлетнее высшее образование и теми, у кого его нет, лежит в основе нашей новой книги Deaths of Despair and the Future of Capitalism. Рост числа смертей, которые мы описываем, практически полностью сконцентрирован среди тех, у кого нет степени бакалавра, квалификации, которые также имеют тенденцию разделять людей с точки зрения занятости, заработной платы, заболеваемости, брака и социального уважения — все это ключи к хорошей жизни.
Пандемия COVID-19 разворачивается аналогичным образом. Многие образованные специалисты смогли работать из дома — защитив себя и свою зарплату — в то время как многие из тех, кто работает в сфере услуг и розничной торговли, потеряли работу или столкнулись с повышенным профессиональным риском. Когда подводятся окончательные итоги, остается мало сомнений в том, что общие потери жизни и денег будут делиться по одной и той же линии разлома в образовании.
Пандемия также меняет бизнес-ландшафт, отдавая предпочтение крупным фирмам по сравнению с малыми и электронному бизнесу перед традиционным. Многие крупные фирмы — особенно Big Tech — нанимают мало работников в сопоставлении с их рыночной оценкой и не предлагают хорошие рабочие места, которые когда-то были доступны менее образованным работникам в компаниях старой экономики.
Эти изменения в характере занятости продолжаются в течении многих лет, но пандемия их лишь ускоряет. Доля национального дохода, приходящаяся на рабочую силу, долгое время снижается — и продолжит свое сокращение — что отражается на сегодняшнем рекордно высоком фондовом рынке. Бычьи бега на рынке во время пандемии еще раз показывают, что он является индикатором ожидаемой будущей прибыли (а не национального дохода): цены на акции растут, когда доля рабочей силы в пироге сокращается.
В зависимости от того, насколько быстро и широко будут вводиться недавно утвержденные вакцины против COVID-19, некоторые из этих тенденций будут обращены вспять, но только на время. Сколько жертв может ожидать Америка в 2021 году? В США, в 2020 году уже зарегистрировано более 340000 случаев смерти от COVID-19, и общее количество дополнительных смертей — включая смерти от COVID-19, которые не были классифицированы как таковые, и смерти от других случаев, которые были косвенно вызваны пандемией — примерно на четверть выше.
Более того, даже если вакцины получат широкое распространение к середине 2021 года, в США может произойти еще несколько сотен тысяч смертей, связанных с пандемией, прежде чем все будет сказано и сделано, не говоря уже о дополнительных смертях от других болезней, которые можно было бы предотвратить при помощи ранней диагностики или лечения, пропущенных во время пандемии.
В любом случае, мы можем по крайней мере ожидать будущего, в котором COVID-19 отступит как основная причина смертности в США. Чего нельзя сказать о смертельных случаях от отчаяния (самоубийства, случайная передозировка наркотиков и алкогольная болезнь печени), количество которых в 2019 году составило 164 000, по сравнению с прошлым "нормальным" уровнем в США примерно 60 000 в год (на основе данных 1980-х и начала 1990-х годов).
Хотя передозировки от наркотиков в 2019 году выросли и продолжали расти перед пандемией в 2020 году, прогнозы массовых самоубийств во время карантина еще не были проверены ни в одной стране, и мы не ожидаем, что это будет сделано.
В нашей прошлой работе мы показали, как с 1970 года самоубийства и другие случаи смерти от отчаяния связаны с медленным разрушением жизни рабочего класса. Теперь вполне вероятно, что по мере изменения структуры экономики после пандемии смертность в США снова возрастет. Например, города, вероятно, претерпят радикальные изменения, когда многие предприятия переедут из городских многоэтажных домов в малоэтажный пригород. Если в результате сократится количество поездок на работу, это приведет к сокращению рабочих мест в сфере обслуживания зданий и предоставления транспортных средств, безопасности, питания, парковки, розничной торговли и развлечений. В то время как некоторые из этих рабочих мест будут перемещены, другие просто исчезнут. И хотя появятся совершенно новые рабочие места, в жизни людей наверняка произойдут большие потрясения.
Сегодня передозировки вызваны в основном незаконными уличными наркотиками (фентанилом и героином), а не рецептурными опиоидами, как в недавнем прошлом, и эта конкретная эпидемия в конечном итоге будет взята под контроль. Но поскольку наркоэпидемии, как правило, следуют за крупными эпизодами социальных потрясений и разрушений, в обозримом будущем мы должны быть готовы к новым.
Экономика США давно переживает крупномасштабный сбой из-за изменений в производственных технологиях (особенно автоматизации) и, в меньшей степени, глобализации. Неизбежные потрясения в сфере занятости, особенно среди менее образованных рабочих, которые наиболее уязвимы перед ними, значительно усугубляются неадекватностью сетей социальной защиты и абсурдно дорогой системой здравоохранения. Поскольку эта система в основном финансируется за счет страхования от работодателя, которое мало зависит от заработка, основное бремя ложится на наименее квалифицированных, кто лишен хорошей работы.
Хронический законодательный тупик в Вашингтоне, округ Колумбия, не позволяет с оптимизмом смотреть на решение этих проблем. Но если когда-либо и был момент для того, чтобы выйти из политического тупика, так это сейчас.
Энн Кейс — почетный профессор экономики и связей с общественностью Принстонского университета. Она является соавтором книги «Смерти отчаяния и будущее капитализма» (Deaths of Despair and the Future of Capitalism Princeton, University Press, 2020).
Ангус Дитон, лауреат Нобелевской премии по экономике 2015 года, является почетным профессором экономики и международных отношений Принстонской школы общественных и международных отношений и профессором экономики Университета Южной Калифорнии. Он является соавтором книги «Смерти отчаяния и будущее капитализма» (Princeton University Press, 2020).