В ходе утренних рейдов по Гонконгу арестовали более 50 человек, включая демократически настроенных политиков и активистов. Этот репрессивный акт властей уже осудили как «гнусное» посягательство на свободу.
В ходе полицейской операции, в которой приняло участие более тысячи офицеров, в соответствии со спорным законом о государственной безопасности было задержано 53 человека. Их обвиняют в «подрыве государственной власти» путем проведения праймериз для демократически настроенных кандидатов на выборах в Гонконге.
В конечном итоге эти выборы были отложены главой администрации Гонконга Кэрри Лам (Carrie Lam), якобы по причине пандемии, и до сих пор не состоялись.
Прошедшие в среду рейды вызвали волну шока в некогда относительно независимом городе, пока публикации в социальных сетях и новостные сообщения подтверждали арест за арестом. К позднему утру уже было задержано 50 человек. По сообщениям, в соответствии с положениями закона были арестованы все кандидаты, принимавшие участие в неофициальных праймериз в прошлом году, а также организаторы, исследователи общественного мнения и американский юрист, единственный иностранец, о котором стало известно.
«Арестован за подстрекательство к мятежу через участие в демократии», — написал в Твиттере задержанный утром в среду Квок Ка Ки (Kwok Ka Ki), один из четырех депутатов, лишенных полномочий в ноябре.
Некоторые из жертв транслировали в прямом эфире собственное задержание. Как минимум на одном из видео полицейский подтвердил выдвигаемые обвинения: участие в праймериз на стороне демократического лагеря с конечной целью получить большинство в законодательном совете. В соответствии с новым законом, это диверсия, считают власти. Новый закон о государственной безопасности определяет диверсию как в том числе организацию или планирование серьезно вмешаться, сорвать или подорвать «исполнение обязательств и функций» центрального правительства или правительства Гонконга. Максимальной мерой наказания для «основных преступников» является пожизненное заключение.
В среду днем полиция заявила, что за участие в праймериз было арестовано 47 человек и ещё шесть — за их организацию. Полицейские обыскали 72 помещения и приказали четырем медиакомпаниям передать материалы.
Начальник отдела национальной безопасности Ли Квай-Ва (Li Kwai-wah) сообщил, что обвиняемые пытались использовать «преимущество в законодательном совете», чтобы отклонять законы и настаивать на отставке главы администрации.
«Мы обнаружили, что некоторые лица серьезно вмешивались, срывали и подрывали работу правительства Гонконга», — сказал он, демонстрируя изложение их предполагаемого «плана».
Среди задержанных представителей политических партий и местных СМИ значатся бывшие законодатели Хелена Вон (Helena Wong), Лам Чук-тин (Lam Cheuk-ting), Чу Хой-дик (Chu Hoi-dick), Клаудия Мо (Claudia Mo), Лён Квок-хун (Leung Kwok-hung), а также организатор праймериз и профессор права Бенни Тай (Benny Tai). На странице в Фейсбуке арестованного активиста Джошуа Вона (Joshua Wong) написано, что его дом также обыскали утром в среду.
Поступавшие ранее сообщения об аресте исследователя общественного мнения Роберта Чуна (Robert Chung) в последствии оказались ложными.
Секретарь Гонконга по вопросам безопасности Джон Ли (John Lee) сообщил местным СМИ, что полиция арестовала группу людей, чьей целью было «парализовать» правительство города. Он использовал получивший широкое распространение анализ Тай в качестве доказательства того, что опросы были умышленным и «злобным» планом для «погружения Гонконга в пропасть».
Во время пресс-конференции, прошедшей в среду днем, адвокат и член Гражданской партии Алан Леон (Alan Leong) назвал это предположение «до крайности нелепым». Сидя рядом со значительно поредевшей группой сторонников демократии, Леон заявил, что право голосовать против закона было закреплено в Основном законе, фактической конституции Гонконга.
«Эти положения гарантируют законодательному органу право внимательно следить за исполнительным. Мы не понимаем, как обещание реализовать это право делает их диверсантами», — сказал он.
Леон признал, что жители Гонконга будут в отчаянии, однако «есть ещё достаточное количество людей, готовых продолжать бороться за демократию».
«В конце темного тоннеля будет свет, а после каждой темной ночи наступает рассвет. Давайте просто стоять и сражаться, не падать духом», — сказал он.
Гонконгский юрист и гражданин США Джон Клэнси (John Clancey) также был арестован, а сотрудников его юридической фирмы уже посетила полиция. Клэнси публично говорил о правовых последствиях закона о государственной безопасности.
Беспрецедентные репрессивные меры более чем в два раза увеличили количество людей, арестованных в соответствии с введенным Пекином законом о национальной безопасности. При этом Лам ранее публично заявляла, что закон будет направлен только против малочисленной группы преступников и не повлияет на жизнь обычных гонконгцев.
Однако на фоне массовых арестов и криминализации инакомыслия закон оказал негативное воздействие на город, гонконгцы всё более неохотно высказываются публично. 40-летняя бывшая сотрудница банка, попросившая The Guardian не раскрывать её личность, «шокирована, разгневана и лишена дара речи». «Я просто хочу как можно скорее уехать. Я потеряла всякую надежду в Гонконге», — сказала она.
«Я убит горем из-за того, что это место стало таким. Гонконгом управляет коммунистическая партия. Тут уже ничего не поможет», — сказал нам 70-летний водитель на пенсии.
Политолог и лидер Проекта по наблюдению за выборами Кеннет Чан (Kenneth Chan), писавший о праймериз, заявил: «Вопиющие событие, и это ещё не конец, потому что чистка продолжится. Тирания против демократии. Мы видим, как во имя национальной безопасности раз за разом нарушают права человека и гражданские свободы. Люди и город находятся в опасности из-за репрессивного режима».
По словам старшего исследователя Human Rights Watch Майи Ван (Maya Wang), массовые аресты уничтожили «оставшуюся в городе внешнюю оболочку демократии».
«Пекин опять не смог извлечь уроки из своих ошибок в Гонконге: репрессии вызывают сопротивление. Миллионы жителей Гонконга будут продолжать бороться за право голосовать и баллотироваться на должность в демократически избранном правительстве».
Расположенный в Великобритании Hong Kong Watch обвинил Пекин в «очередном подрыве гонконгской демократии и нарушении своих обязательств по совместной китайско-британской декларации, установившей условия возврата территории от Великобритании Китаю в 1997 году.
По заявлению тайваньского Совета по делам материковой части, данный инцидент показывает, что закон о государственной безопасности превратил Гонконг из „жемчужины Востока" в „чистилище Востока"».
Последний британский губернатор Гонконга Крис Паттен (Chris Patten) сказал, поддержка демократии теперь явно считается нелегальной в городе. «Похоже, жителей Гонконга или заставят полюбить Пекин, или всё будет плохо».
Международное осуждение и дипломатические санкции против пекинских и гонконгских официальных представителей практически никак не могут повлиять на репрессии.
В среду состоялся регулярный пресс-брифинг пресс-секретаря министерства иностранных дел Китая. Хуа Чуньин (Hua Chunying) заявила, что правительство поддерживает властей Гонконга в исполнении их обязанностей. Вскоре Бюро по связям Гонконга предложило свою помощь.
Бюро, высший представительный орган Пекина в Гонконге, проводит различие между теми, кто «стратегически организует и реализует парализацию правительства, и теми, кто вводит людей в заблуждение, чтобы они проголосовали на так называемых праймериз». Кроме того, они выделяют отдельно Тай, по причине наличия «дурных намерений».
Многие считают, что время для арестов было выбрано намеренно. В этот же день в Джорджии состоялся второй тур выборов, совсем недавно ЕС согласился на торговый договор с Китаем, а через две недели состоится инаугурация Джо Байдена.
Энтони Блинкен (Antony Blinken), избранный Байденом на роль госсекретаря, назвал аресты «оскорблением для тех, кто храбро сражается за всеобщие права». Он считает, что будущая администрация Байдена и Харрис поддержит жителей Гонконга в борьбе с наступлением Пекина на демократию.
Праймериз не являются официальной частью электорального процесса в Гонконге, несмотря на это около 600 тысяч человек проголосовали за демократических кандидатов. Этот факт рассматривают как акт протеста, лакмусовую бумажку реакции общества на репрессии правительства.
Пекин назвал праймериз незаконными и обвинил организаторов в сговоре с иностранными державами в акте «серьезной провокации» в адрес избирательной системы Гонконга. До событий среды под арестом находилось 35 человек, четверым из них было предъявлено обвинение, в том числе медиамагнату Джимми Лаю (Jimmy Lai). Обвинители боролись за то, чтобы никого из них не освободили под залог. Вероятно, все арестованные во время рейдов в среду останутся под стражей.