Чем больше людей мы прививаем, тем выше риск распространения резистентных штаммов. Однако профессор Матти Сэлльберг (Matti Sällberg) считает, что коронавирус у нас в капкане.
Вакцины Pfizer-Biontech и AstraZeneca положено вводить двумя дозами с интервалом в три-четыре недели. Однако на фоне стремительного распространения инфекции в Великобритании власти решили отложить второй укол на срок до двенадцати недель, чтобы дать хотя бы некоторую защиту бóльшему числу людей.
Но у этой стратегии есть свои недостатки: в частности, она грозит нам «беглым мутантом». Могут появиться один или даже несколько штаммов, которые невосприимчивы к лекарствам и которые не берет вакцина. Профессор и главный врач Англии Крис Уитти (Chris Whitty, глава Национального института здравоохранения и главный медицинский советник правительства Великобритании) назвал это «небольшим, но реальным поводом для беспокойства».
Тем не менее это предупреждает о рисках, сопутствующих вакцинации: более резистентные штаммы становятся сильнее.
«Многие из мутаций, которые могли произойти, уже произошли. Если возникает так называемое давление отбора, например, при вакцинации, эти штаммы могут распространиться», — говорит профессор и вакцинолог Каролинского института Матти Сэлльберг.
Вирус увяз
«Но очень часто бывает, что мутации, которые появляются, чтобы обойти нашу иммунную систему, отрицательно влияют на сам вирус. Иначе эти штаммы уже давно появились бы, поскольку вирусы всегда идут по пути наименьшего сопротивления. А этот вирус беспрепятственно бушует по всему миру уже целый год. То есть получается, что он, скорее всего, уже обрел оптимальную форму».
По словам Матти Сэлльберга, это своего рода игра в кошки-мышки между способностью вируса обходить иммунную систему и его возможностями заразить наши клетки.
Можно сказать, что он застрял между молотом и наковальней: с одной стороны — иммунная система, с другой — его связь на клеточном уровне. Если он мутирует слишком сильно, он сможет обойти иммунную систему, но при этом потеряет способность связываться с клетками — и наоборот. Вопрос в том, как эта гонка будет развиваться дальше. Пока что мы не знаем.
Без обширных мутаций вакцина работать не перестанет
Пока что исследователей беспокоят два штамма — британский и, предположительно, южноафриканский.
Однако Матти Сэлльберг отмечает, что большинство фактов говорит о том, что антитела, которые вырабатываются после вакцинации, эффективны и против этих двух, и против других штаммов, описанных в научной литературе на сегодняшний момент.
«Если произойдут другие мутации, то мы не знаем, что будет дальше. Но важно помнить, что вирусам приходится постоянно мутировать, чтобы избежать наших антител и Т-клеток, поэтому, чтобы вакцина перестала работать, потребуются обширные мутации. Вот почему так важно смотреть в оба и постоянно отслеживать все возникающие варианты. Этот вирус не перестает нас удивлять», — говорит Матти Сэлльберг.
Вакцинация в Швеции
Неделю назад около 40 тысяч шведов получили вакцину от covid-19. Ожидается, что Шведское управление общественного здравоохранения вскоре представит дополнительные сведения о вакцинации в регионах.
Швеция присоединилась к общеевропейскому соглашению по вакцинам с пятью различными производителями: AstraZeneca, Janssen Pharmaceutica (Johnson & Johnson), Pfizer/Biontech, Moderna, Curevac.
Вакцинация от covid-19 началась 27 декабря препаратом от Pfizer/Biontech, который Комиссия ЕС утвердила 21 декабря.
6 января получила одобрение вакцина от Moderna, и на этой неделе в Швецию прибудут первые партии.