Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Der Tagesspiegel (Германия): почему многие мусульмане так эмоционально реагируют на карикатуры, высмеивающие Мухаммеда

Религия – это часть идентичности. К этому добавляются раны, оставленные колониализмом, а также дискриминация. Своеобразная смесь эмоций.

© AFP 2020 / THOMAS COEXБольшая мечеть Парижа
Большая мечеть Парижа - ИноСМИ, 1920, 15.01.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Автор старается призвать европейское общество к диалогу с местными мусульманами, объясняя, почему они болезненно воспринимают карикатуры на пророка Мухаммеда. Он объясняет конфликт политкорректно — тяжелой колониальной историей. Но не ставит под вопрос смысл рисования карикатур на человека, который умер 1389 лет назад.

Порожденная убийством французского учителя истории Самюэля Пати полемика о карикатурах на Мухаммеда и о защите свободы СМИ вновь вызвала у мусульман да и у других людей, связывающих себя с исламским миром, возмущение и протесты.

Опять пошла речь о конфликте «ценностей» между неприкосновенностью веры и ее символов с одной стороны — и свободой выражения мнений с другой.

При этом каждая из сторон подвергает сомнению ценности другой стороны и требует, чтобы ее система ценностей была признана повсеместно. В западных обществах многие не понимают, почему мусульмане реагируют с таким гневом, и почему эта реакция каждый раз возникает как по команде сверху.

Много говорится о «радикальных мусульманах». От живущих в Европе мусульман требуют, чтобы они приспосабливались к европейскому образу жизни. При этом игнорируется тот факт, что и многие из тех мусульман, которых нельзя назвать ни радикалами, ни либералами, тоже чувствуют себя оскорбленными этими карикатурами. Они воспринимают эти картинки как провокацию.

Вера — важная часть идентичности

Пророка Мухаммеда они считают святым и важнейшим символом своей веры, которая, в свою очередь, является частью их собственной идентичности. Если в карикатурах его изображают смешным, то для многих мусульман такое изображение является нарушением их прав, их свободно выбранного мнения. Такое изображение мусульмане воспринимают как личное оскорбление и надругательство. Они считают, что таким образом обращаются несправедливо с ними лично, а не с кем-то другим. Их лично унижают и не воспринимают всерьез.

Тесная связь пророка с личной идентичностью мусульман, которая такими карикатурами подвергается осмеянию, — это одна сторона проблемы. Но эти чувства возникают не на пустом месте. В политическом пространстве они имеют исторические и политические корни.

Здесь дает о себе знать долгая колониальная история западных держав в арабском мире. В статьях и онлайн дискуссиях на тему карикатур в арабско-исламском мире эта история обсуждается очень часто. Речь идет о колониальном прошлом Запада и в особенности о колониализме Франции: вспоминается о практиковавшихся тогда кровавых расправах, о бомбардировках мечетей и о эксплуатации колониальных стран.

К этому добавляются сообщения о мусульманах в Европе, которых дискриминируют из-за их имен, которым не сдают квартиры; статьи в прессе, которые часто называют мусульман «иностранцами» в тех самых европейских странах, где эти мусульмане родились. Есть и статьи о нападениях на мечети в Европе и об антиисламской позиции правых партий, становящихся все более влиятельными.

Колониальное прошлое западных стран не забыто

И вот перед лицом подобного переплетения разных факторов французский президент Макрон вдруг начинает говорить об «исламистском терроризме и сепаратизме». Причем при переводе на арабский язык понятие «исламистский» часто превращается в «исламский», что приводит к неправильному его пониманию. Четкая поддержка президентом Франции свободы выражения мнений, в рамках которой и происходит публикация подобных карикатур, воспринимается многими мусульманами как продолжение колониального отношения Франции к исламу.

Речь Эммануэля Макрона об «исламистском сепаратизме» и «всемирном кризисе ислама» была особенно обидной. Она задела у мусульман старую открытую рану, а именно сложившееся у них впечатление, будто ислам упоминается на Западе преимущественно в контексте террора, насилия и радикализма.

Из-за этого у многих мусульман возникает ощущение, что все они находятся под подозрением, хотя большинство их них ведет мирную, далекую от политики жизнь. Поэтому на многих плакатах, в своих видео и комментариях по поводу карикатур на Мухаммеда они помещают такие фразы, как «Мы — не террористы» или «Ислам — мирная религия».

А так как они считают, что их мнение и их чувства не воспринимают всерьез, они решаются на бойкот, который — в их глазах — является «мирным оружием» против «французской агрессии». Только едва ли кто-нибудь из них говорит об обезглавленном учителе Самюэле Пати.

Если же об этом прямо спросить, то в ответ услышишь: «Конечно, нельзя убивать людей. Но нельзя и оскорблять нашего пророка». То есть, мусульмане и себя тоже считают жертвами. Это объясняет то сильное возмущение, которое возникает у мусульман, когда речь заходит о карикатурах на Мухаммеда.

Эту взаимосвязь большинство людей в Европе не понимает. Поэтому необходима открытая общественная полемика, в рамках которой можно будет говорить друг с другом и попытаться понять другую сторону. Это должно быть безопасное пространство, в котором каждый сможет открыто говорить о своих мыслях, чувствах и страхах. Там можно будет продолжать спорить о том, какое из основополагающих прав имеет приоритет — свобода выражения мнений или свобода религии. А может быть, в обоих случаях речь идет о достоинстве человека.