Главный российский критик путинского режима Алексей Навальный был арестован в Москве после возвращения из Германии, и суд отправил его на 30 дней в тюрьму. Должны ли западные страны, включая Европейский Союз, вводить из-за Навального новые санкции против России? Против кого их вводить, чтобы они были эффективны? И могут ли они вообще оказать какой-то эффект. Гостем Томаша Панциржа в «Двадцать минут» Радиожурнала стал бывший дипломат Европейского Союза Давид Стулик.
iRozhlas: Если Европейский Союз прибегнет к санкциям, возымеют ли они какое-то действие?
Давид Стулик: Только символический. Они станут моральной поддержкой для тех, кто поддерживает Навального, и своеобразным посланием о том, что мы не забыли об этих людях. Но переломного политического эффекта не будет.
— Если посмотреть на эту ситуацию прагматично. Россия заранее предупредила Навального. Согласно официальному объяснению его задержания прямо в аэропорту, он нарушил условия своего условного срока. Могли ли российские власти вообще отреагировать иначе?
— Их действия говорят о том, что власти во главе с президентом Путиным, поскольку он обо всем знает и дает согласие и приказы на определенные действия,…
— Извините, но есть ли у вас какие-то доказательства на этот счет?
— Скорее мы говорим о нитях, ведущих к тому, что об этом можно говорить, поскольку подобные вещи в России без согласия высшего руководителя происходить не могут. Решения о таких вещах принимаются на самом высоком уровне.
— Я спрашиваю потому, что пресс-секретарь российского президента заявил, что Москва не будет учитывать мнения из-за рубежа и что события вокруг Навального не требуют личного особого внимания президента. Значит, он лжет?
— Конечно, он вводит в заблуждение. Президент Путин на своей пресс-конференции, которая состоялась в конце года, отвечая на вопросы, касавшиеся Навального, даже ни разу не произнес его имя. Именно такая реакция властей говорит о страхе перед его возвращением, поскольку если бы они его не боялись, они дали бы ему пройти паспортный контроль и задержали бы через несколько дней. Получается, они не хотели его возвращения. Российское руководство надеялось, что он останется в Германии, но тогда он был бы абсолютно нейтрализован и закрыл бы для себя двери в российскую политику.
С другой стороны, есть стареющий президент Путин, который уже устал. Общество поддерживает его все меньше, и ведутся споры о том, кто его заменит. Навальный вызывает определенное беспокойство, так как сейчас именно он главный представитель оппозиции. Он хорошо выбрал время для своего возвращения. В момент, когда в США проходит инаугурация, а в Германии меняется руководство Христианско-демократического союза, именно Навальный сейчас задает тон событиям в России.