Новый президент США убрал из Овального кабинета бюст сэра Уинстона Черчилля, чем навлек на себя гнев своих политических оппонентов. Однако на Даунинг-стрит ответили, что это американскому лидеру решать, чем украшать свой кабинет.
Этот же бюст, едва вступив в должность, ранее убрал Барак Обама. Борис Джонсон, а британский лидер военной эпохи — его кумир, тогда сказал, что это «пренебрежение» к Великобритании.
Затем бюст вернул было на место Дональд Трамп, но его преемник Джо Байден, решил снова от него избавиться.
Сегодня днем номер 10 (Даунинг-стрит, 10 — официальная резиденция британского премьера, прим. редакции ИноСМИ) вопрос, можно ли считать это «пренебрежением», обошел стороной. Как сказал официальный представитель премьер-министра: «Овальный кабинет — это личный кабинет президента, и президент волен украшать его по собственному желанию».
Представитель добавил: «Мы не сомневаемся в значении, которое президент Байден придает американо-британским отношениям».
Решение убрать бюст вызвало беспокойство ряда депутатов-консерваторов, которые предположили, что это может быть сигналом ЕС, что США теперь «меньше обращают внимания» на Великобританию.
Как предположил союзник Трампа и лидер Партии Реформ (Reform UK) Найджел Фарадж (Nigel Farage), это доказывает, что новый президент США вряд ли окажется «большим другом» Великобритании.
Он сказал Би-би-си: «Если это подтвердится, это меня вовсе не удивит, ведь Джо Байден против Брексита. Джо Байден за Европейский союз. Джо Байден за ирландских националистов».
«А еще Джо Байден был вице-президентом, когда Обама приехал сюда в 2016 году, посмотрел на нас свысока и сказал, что если мы осмелимся проголосовать за независимость, мы окажемся последними в очереди. Так что не ждите, что Байден будет большим другом нашей страны, если вообще».
Фарадж добавил: «Я говорил с Трампом через три дня после выборов в 2016 году и спросил его, вернет ли он бюст Черчилля обратно в Овальный кабинет как символ того, что он думает о Соединенном Королевстве, и как он относится нашим совместным достижениям за последние сто лет, — и он вернул его на следующий день».
Впервые об исчезновении бюста сообщила газета «Вашингтон пост» после того, как ее корреспондентам устроили предварительную экскурсию по отремонтированному кабинету.
Каждый новый президент США вправе отремонтировать Овальный кабинет по своему усмотрению.
В ходе реконструкции Байдена там поставили бюст латиноамериканского борца за гражданские права Сезара Чавеса (Cesar Chavez) и повесили множество семейных фотографий.
Кроме того, появились скульптурные изображения иконы гражданских прав Мартина Лютера Кинга-младшего (Martin Luther King Jr), Розы Паркс (Rosa Parks) и Роберта Кеннеди (Robert F. Kennedy).
Судя по фотографиям Овального кабинета, бюст Черчилля заменил бюст Кеннеди.
Один депутат-консерватор назвал бюст Черчилля «символом особых отношений».
Он сказали: «Что-то я сомневаюсь, что это делается совсем без умысла. Это может быть сигналом европейцам, что Америка настроена проевропейски и меньше заботится о Великобритании».
Другой депутат-консерватор сказал: «Не думаю, что этому стоит придавать значения. Это неудивительно, ведь Обама его тоже убрал. Но в конце концов они поймут, что Великобритания — главный союзник США во всем мире».
Скандал вокруг бюста возник после того, как Джонсона спросили, считает ли он Байдена «пробудившимся» борцом за социальную справедливость, — как предположила теневой министр иностранных дел лейбористка Лиза Нэнди (Lisa Nandy).
Премьер с нескрываемой неловкостью ответил: «Я не могу это комментировать. Что я знаю точно, так это что он твердо верит в трансатлантический альянс, и это здорово. Нет ничего плохого в том, чтобы быть „пробудившимся", но я могу сказать вам, что сам я определенно отношусь к людям, которые считают, что важно отстаивать свою историю, свои традиции и ценности — то есть все то, во что ты веришь».
Джонсон стремится наладить тесные отношения с новым президентом, но есть некоторые опасения, что его поддержка Брексита и Трампа чревата трениями.
Он надеется, что в самое ближайшее время состоится телефонный разговор с Байденом сразу же после его инаугурации, но ожидается, что первыми в пятницу начнутся переговоры с премьер-министром Канады Джастином Трюдо.
Джонсон был одним из первых в списке лидеров, поздравивших лидера демократов после его победы над Трампом, но когда состоится следующий звонок, номер 10 не уточнил.
Бюст Черчилля скульптора Джейкоба Эпштейна (Jacob Epstein) подарил Джорджу Бушу Тони Блэр.
В 2009 году его убрал из Овального кабинета Барак Обама. Какое-то время бюст британского лидера военного времени выставлялся в другом месте Белого дома.
Затем его вернул в Овальный кабинет Трамп. В 2017 он даже позировал перед ним во время визита Терезы Мэй в Вашингтон.
Джонсон ранее предупреждал, что шаг Обамы некоторые могут расценить как «пренебрежение к Британии» или даже признак «исконной неприязни к Британской империи». Своим комментарием он тоже навлек на себя яростную критику.
Обама парировал в 2016 году, рассказав, что бюст Черчилля установили возле его кабинета на втором этаже его официальной резиденции.
«Прямо за дверью переговорной комнаты — так что я вижу его каждый день, даже по выходным, когда я иду в офис посмотреть баскетбольный матч. Первое, что я вижу — это бюст Уинстона Черчилля», — сказал он.
«Когда я стал президентом США, мой предшественник держал бюст Черчилля в Овальном кабинете. Есть немало столов, куда можно поставить бюст, чтобы не было беспорядка, но я счел, что это уместно, и я подозреваю, что большинство британцев со мной согласятся, что мне как первому афроамериканскому президенту подобает иметь у себя на столе бюст доктора Мартина Лютера Кинга — как напоминание о тяжелом труде целого множества людей, благодаря которым я смог занять этот пост».
Что Джонсон восхищается Черчиллем — хорошо известно: премьер-министр даже написал подробную биографию своего предшественника под названием «Фактор Черчилля: как один человек создал историю».
Премьер-министр часто цитирует и приводит Черчилля в пример в своих выступлениях.
В прошлом году он развернул пламенную защиту, когда статую Черчилля на Парламентской площади в Вестминстере залили краской во время протестов «Жизни черных важны» (Black Lives Matter).
Тогда он предупредил, что «мы не можем ни редактировать, ни цензурировать наше прошлое» и назвал статую «постоянным напоминанием о его заслугах в спасении нашей страны — и всей Европы — от фашистской и расистской тирании».
Многие американцы по-прежнему тепло относятся к Черчиллю из-за его руководящей роли во Второй мировой. Кроме того, его мать Дженни Джером родилась в Бруклине — то есть, он был наполовину американцем.
Американские политики десятилетиями восторженно отзывались о британском лидере военного времени, а некоторые даже называли его «лучшим другом в истории США».
Величайшую похвалу Черчиллю среди высокопоставленных политических деятелей, пожалуй, высказал президент Дуайт Эйзенхауэр. В 1954 году он сказал, что премьер-министр «изо всех, кого я встречал, более других соответствует идеалу великого человека».
Как связь Уинстона Черчилля с Америкой создала свободный мир
Уинстон Черчилль сыграл ключевую роль в создании особых отношений между США и Великобританией, которые во многом сформировали современный западный мир и демократию, какими мы привыкли их видеть.
От твердого убеждения, что во Второй мировой войне надо бороться за свободу, до знаменитой речи с предупреждением насчет «железного занавеса», спускающегося над Европой, Черчилль — несомненно, величайший англо-американец в истории.
Матерью будущего лидера была американка и светская львица Кларисса Холл (Clarissa Hall — вообще-то бабушка Уинстона Черчилля, — прим. ред. ИноСМИ). Он считал ее своей политической наставницей, и это она привила ему близость к США, которая впоследствии оказалась решающей.
Особые отношения Великобритании с США завязались во время Второй мировой войне, когда гитлеровская Германия наступала по всей Европе, пережили холодную войну и здравствуют по сей день.
Америка и ее тогдашний президент Франклин Рузвельт не хотели вступать в войну в Европе — было свежо предание о Первой мировой, — но Черчилль убедил своего друга и американского коллегу помочь Великобритании.
С 1939 года (еще до того, как Черчилль стал премьер-министром) по 1945 год Черчилль и Рузвельт написали друг другу почти 1 700 писем и телеграмм и еще 11 раз встречались лично.
К 1941 году США присоединились к борьбе против нацистов и их японских союзников и помогли отразить их наступление на Британию, отбросили их обратно к Берлину и разбили окончательно в 1945 году.
При Рузвельте и Черчилле Великобритания начала совместную работу по созданию НАТО, Всемирного банка и Международного валютного фонда.
После смерти Рузвельта в 1945 году, за несколько месяцев до окончания войны, его сменил вице-президент Гарри Трумэн.
Между Черчиллем и Трумэном тоже установились доверительные отношения, причем Черчилль выступал его решительным сторонником, называя Трумэна «лидером, который сейчас нужен миру больше всего».
Сам Черчилль в 1945 году выборы проиграл, но вернулся на пост премьер-министра, одержав победу на выборах шесть лет спустя. В 1951 году Черчилль и Трумэн, а они поддерживали отношения даже когда Черчилля был не у власти, воссоединились как союзники.
В 1946 году Трумэн даже пригласил Черчилля в США выступить с речью в Вестминстерском колледже в своем родном штате Миссури. Фултонская речь высветила наметившийся раскол между Советским Союзом и западными союзниками.
Отношения Черчилля с США продолжились, когда в должность в 1953 году вступил Дуайт Эйзенхауэр — они знали друг друга еще по Второй мировой.
В 1963 году Черчилль получил почетное гражданство США от президента Джона Кеннеди.
На церемонии в розарии Белого дома, за которой Черчилль наблюдал из своего дома в Великобритании, Кеннеди похвалил сэра Уинстона как защитника свободы, лидера военного времени, оратора, историка, государственного мужа и выдающегося англичанина.
«Он мобилизовал английский язык и отправил его в бой», — сказал Кеннеди, имея в виду лидерство Черчилля во Второй мировой войне.
В 1963 году, получив почетное гражданство США, Черчилль сказал: «Я, как вы знаете, по крови наполовину американец, и моя связь с этой могущественной и доброжелательной страной насчитывает почти девяносто лет — со дня свадьбы моего отца».
«В этом столетии бурь и трагедий я с величайшим удовлетворением созерцаю постоянно крепнущий прогресс наших народов. Наше товарищество и братство на войне были беспрецедентными. Мы стояли плечом к плечу, и благодаря этому устоял и свободный мир».
Черчилль никогда не критиковал Америку. Когда в 1944 году американцы спросили его, есть ли у него претензии к их стране, он ответил: «Туалетная бумага слишком тонкая, а газеты, наоборот, слишком толстые».