В понедельник ЕС призвал ужесточить меры контроля за экспортом вакцины от коронавируса, сделав это после того, как представители его руководства практически обвинили британско-шведскую компанию «АстраЗенека» в том, что она умышленно сократила поставки в страны Евросоюза. Цель сокращения: получить возможность продать вакцину в другие государства по более высоким ценам.
Это заявление прозвучало после того, как в понедельник прошли две напряженные встречи управляющего совета по вакцине. Во встречах приняли участие официальные лица из ЕС и стран-членов, а также представители британско-шведской фармацевтической компании, проинформировавшие в пятницу Брюссель, что производство вакцины для ЕС существенно отстает от договорных обязательств.
Возмущенные чиновники Евросоюза заявили, что компания не прояснила возникшую ситуацию.
«Сегодняшние дискуссии с „АстраЗенекой" вызвали разочарование из-за неясностей и недостаточно четких объяснений, — написала в Твиттере комиссар ЕС по вопросам здравоохранения Стелла Кириакидес (Stella Kyriakides) вскоре после окончания в 10 часов вечера второго заседания. — Страны-члены ЕС едины в своем мнении о том, что у разработчиков вакцины есть контрактные и нравственные обязательства, которые они обязаны выполнять».
Она объявила, что очередное совещание состоится в среду. Чуть раньше Кириакидес сообщила о планах по введению новых мер экспортного контроля, разъяснив, что у комиссии есть подозрения в отношении «АстраЗенеки». Весьма возможно, что дефицит возник потому, что компания поставляет вакцину в другие места.
«Евросоюз хочет точно знать, какие дозы произведены „АстраЗенекой" и где именно, а также кому они были поставлены», — сказала Кириакидес, добавив, что в рамках предложенного комиссией механизма экспортного контроля каждая компания должна будет заранее сообщать о планах зарубежных поставок произведенной в ЕС вакцины.
Представитель комиссии сказал, что в соответствии с предложенными правилами, компании должны будут получать разрешение на поставки вакцин на мировой рынок, за исключением гуманитарных поставок. Эти ограничения похожи на те меры, что были приняты Евросоюзом весной прошлого года, когда он ограничил экспорт средств индивидуальной защиты в условиях их нехватки.
В ответ на критику комиссии «АстраЗенека» в понедельник не сделала никаких заявлений и не ответила на многочисленные просьбы прокомментировать ситуацию с отставанием производства.
Молниеносное решение комиссии ввести новые меры экспортного контроля, а также нескрываемое возмущение официальных лиц действиями компании показывают, что доступность вакцины стала исключительно болезненным политическим вопросом для политических лидеров, поскольку пандемия продолжается, регистрируется рекордное количество новых заражений, а во многих странах из-за этого продлеваются или вновь вводятся меры изоляции.
Признаком огромной актуальности данной проблемы стало то, что Европейское агентство по лекарственным средствам пока еще не утвердило официально вакцину «АстраЗенеки». Это официальное решение ожидается в конце недели. Но вопрос о поставках вакцины стоит настолько остро, что некоторые руководители ЕС во время дистанционного саммита Европейского совета в четверг предложили начать поставки, не дожидаясь утверждения.
Один дипломат из ЕС сказал, что «АстраЗенека» объяснила отставание производства двумя причинами. Это нехватка сырья и производственные проблемы на предприятии в Бельгии. Однако дипломаты заявляют, что компания не представила никаких доказательств в подтверждение этих заявлений. По этой причине у членов Еврокомиссии и в руководстве стран-членов ЕС возникли подозрения, что «АстраЗенека» поставляет произведенные в Бельгии дозы другим покупателям. Теперь стало ясно, что производство отстает от графика, и что компания не выполняет свои контрактные обязательства перед ЕС, который осуществил авансовый платеж на сотни миллионов евро.
«Доверие очень сильно подорвано, — заявил один из руководителей комиссии. — Они по сей день не объяснили в полной мере, куда делись деньги, и что сделала компания для выполнения договорных обязательств».
Другой представитель комиссии рассказал, как «АстраЗенека» весь понедельник повторяла, что «делает все возможное» для наращивания производства, не вдаваясь ни в какие детали. Этот представитель назвал данные объяснения «чушью».
Конфликт из-за снижения темпов производства
Новость о том, что «АстраЗенека» не в состоянии выполнить свои договорные обязательства, стала уже второй крупной неудачей Евросоюза, пытающегося наладить поставки.
Компания «Пфайзер», производящая вакцину в партнерстве с немецкой фирмой «БиоНТек», 15 января объявила, что до конца января сокращает поставки в ЕС, намереваясь перестроить работу на заводе в Бельгии в целях наращивания производства. Некоторые руководители из ЕС выразили возмущение в связи с замедлением производства, хотя «Пфайзер» настаивает, что поставки будут существенно увеличены с 15 февраля. В понедельник Италия направила компании «Пфайзер» официальное предупреждение.
Но удар со стороны «АстраЗенеки» гораздо ощутимее по своим масштабам и последствиям. Многие европейские страны решили не заказывать вакцины иРНК у компаний "БиоНтек"/"Пфайзер" и «Модерна», потому что они дороги и сложны в применении, и сделали ставку на британскую вакцину, которая дешевле, и которую проще хранить и перевозить.
Почти на всем протяжении глобальной гонки за вакциной Оксфорд / «АстраЗенеку» считали фаворитами, потому что они одними из первых начали клинические испытания, пообещали продавать вакцину по себестоимости и заявили столицам ЕС, что их иммунная сыворотка проще в использовании по сравнению с вакцинами иРНК.
Но сейчас ситуация складывается так, что ставка на «АстраЗенеку» оказалась ошибочной. Кроме того, возникают новые вопросы об эффективности вакцины для людей старше 65 лет.
Министерство здравоохранения Германии решило повременить с прививками пожилых людей вакциной от «АстраЗенеки» до тех пор, пока не будет доказана ее эффективность для людей старше 65 лет. Об этом рассказал один источник, знакомый с планами министерства. Таким образом Германия будет вынуждена в большей степени полагаться на вакцину от "БиоНТек"/"Пфайзер" для защиты наиболее уязвимых людей. Но этой вакцины сегодня не хватает.
Тем не менее, «АстраЗенека» в понедельник вечером заявила, что такие обвинения «абсолютно некорректны», отметив, что британские власти дали разрешение на вакцинацию людей пожилого возраста. Представитель компании сослался на данные по второму этапу испытаний, которые были опубликованы в журнале «Ланцет». Они показывают, что у пожилых людей вырабатывается «мощный иммунный ответ», хотя там не говорится, насколько эффективна эта вакцина для людей старшего возраста.
В августе «АстраЗенека» получила от ЕС первый и самый долгожданный контракт на поставку вакцины, а также гигантскую предоплату. Она также получила больше гарантий по возмещению убытков и освобождению от ответственности по сравнению с конкурентами. Это значит, что ЕС будет частично оплачивать затраты на услуги правового характера, если с вакциной возникнут проблемы.
Еврокомиссар Кириакидес заявила в понедельник, что ЕС пока не увидел дивидендов. «Европейский Союз заранее профинансировал разработку и производство вакцины, и он хочет увидеть отдачу», — сказала она в перерыве между двумя встречами с руководством «АстраЗенеки».
Компания сообщила, что в первом квартале поставит ЕС на 60% меньше доз, чем планировалось первоначально. Кроме того, появились сообщения о различных трудностях в процессе производства. Один чиновник из ЕС рассказал, что некачественную партию вакцины пришлось выбросить, и что у компании есть существенные сложности с поставками достаточного количества сырья для массового производства.
Проведя в пятницу первую встречу с руководством компании, а в понедельник вторую, которая продлилась почти весь день, заметно раздраженная Кириакидес сделала заявление, сказав, что «АстраЗенека» не сумела адекватно объяснить, чем вызван дефицит с поставками.
«Европейский Союз хочет точно знать, какие дозы произведены „АстраЗенекой" и где, а также кому именно они поставлены, — сказала еврокомиссар. — Ответы компании нас пока не удовлетворяют».
В подготовке статьи участвовали Мэтью Карничниг (Matthew Karnitschnig), Якоб Ханке Вела (Jakob Hanke Vela) и Карло Мартускелли (Carlo Martuscelli).