«Цель протестов — добиться прихода к власти в России не Навального, а демократии и демократических институтов», — говорит 28-летний житель Хельсинки Павел Петров.
Павел — один из организаторов акций в поддержку лидера оппозиции Алексея Навального, которые прошли в выходные дни в Хельсинки на Сенатской площади и у Посольства России на улице Техтаанкату. Демонстрации были организованы с учетом предосторожностей, связанных с эпидемией коронавируса, и, по словам полиции, прошли спокойно.
Петров, переехавший в Хельсинки учиться в 17 лет, сейчас работает научным сотрудником Хельсинкского университета. В этом году он примет участие в муниципальных выборах в Городской совет Хельсинки от Шведской народной партии (RKP).
Павел Петров подчеркивает, что первоочередная задача демонстраций — выразить протест Путину и его администрации.
«На протестах также выражается солидарность с пострадавшими от действий администрации Путина. В них участвуют не только русские, но и, к примеру, украинцы».
Такие акции протеста в Хельсинки можно назвать ожидаемым событием: согласно последней статистике, в столице проживает 20 тысяч человек, для которых русский является родным языком. Русский на третьем месте после финского и шведского.
Большая часть жителей Финляндии, для которых русский является одним из родных языков — ингерманландские репатрианты и их потомки. Также многие приезжают из России в Финляндию учиться и работать. Кто-то переезжает к мужу или жене.
Политические взгляды россиян, проживающих в Хельсинки, сильно отличаются от позиции россиян, проживающих и голосующих в России.
Например, на выборах в Госдуму 2016 года поддерживающая Путина партия «Единая Россия» набрала в Финляндии меньше трети голосов, а в России — половину.
Либеральная партия «Яблоко», которую раньше представлял Навальный, получила в Финляндии четверть голосов. В России она набрала 2%. На выборах 2011 года «Яблоко» получила в Финляндии даже больше голосов, чем «Единая Россия».
Заслуживает внимание и то, что в российских выборах принимает участие лишь очень небольшая часть избирателей — в том числе, проживающих в Хельсинки.
И хотя не все россияне, переехавшие в Финляндию, заинтересованы в голосовании и участии в российских вопросах, в Хельсинки и столичном округе многие внимательно следят за событиями в России и акциями в поддержку Навального.
Кто они и каково их мнение о происходящем?
56-летняя жительница города Вантаа Эйлина Гусатинская говорит, что пришла на демонстрацию не из-за Навального.
Мать Гусатинской — финка, отец — еврей, имеющий украинско-польское происхождение. Родители познакомились в МГУ, но позже развелись.
«Я пришла на демонстрацию, чтобы Финляндия больше не была жертвой финляндизации. Финским фирмам следовало бы обратить внимание на свое отношение к России. Депутатам финского Парламента нужно рассмотреть и обсудить расследование Навального о дворце Путина».
Навальный — особенно значимая персона для молодежи.
22-летняя Анна Севостьянова, изучающая визуальные коммуникации в Колледже Лааясало, рассказывает, что следит за развитием ситуации в России очень внимательно, хотя она — дочь ингерманландских репатриантов, и родилась уже в Финляндии.
«Это важнейшее событие в истории России за последние 20 лет», — уверена она.
«Навальному пришлось пожертвовать собой, и это побуждает всех выступить против власти Путина. Многие действительно его любят. Видео Навального о дворце Путина сделано очень хорошо и, вероятно, многим раскрыло глаза».
Севостьянова и ее подруга, 21-летняя студентка актерского факультета Милана Новокмет с русскими и хорватскими корнями, считают, что российское общество раскололось на сторонников Путина и Навального. То же самое наблюдается и среди русских, живущих в Финляндии.
«Все люди до 40 лет, кого я знаю, выступают против Путина. А вот люди старше защищают Путина, потому что он сильный и не дает другим вмешиваться в дела России», — говорит Новокмет.
По мнению обеих девушек, на взгляды старшего поколения сильно влияет просмотр российских новостей.
«Российские государственные СМИ говорят, что Навальный — непопулярный блогер, хотя, например, его видео о дворце Путина посмотрели на YouTube больше 80 миллионов раз».
23-летний Кай Нордфорс (Kai Nordfors) говорит, что часто ссорится со своей русской матерью и бабушкой, потому что они относятся к Путину иначе. Финский отец Нордфорса раньше работал в Санкт-Петербурге, но позже семья переехала в Финляндию.
Хотя Кай Нордфорс и родился в Финляндии, он говорит, что вырос в русской культуре и ходил в финско-русские школы.
«Старшее поколение думает, что Путин спас страну от хаоса после распада СССР в 1990-е годы. Они слепы и не видят, как его администрация ворует деньги», — рассуждает он.
Нордфорс тоже рассуждает о видео Навального про дворец.
«После этого не остается сомнений, что в России все идет паршиво».
Кай Нордфорс признается, что относится к сексуальному меньшинству.
«В Финляндии я могу говорить о своих правах совершенно открыто, а в России все иначе. Демонстрации и активизм там ужасно опасны».
Может ли Алексей Навальный действительно прийти к власти в России?
В этом наши собеседники сомневаются. По их мнению, речь идет не только о Навальном, но и о том, что всей системе необходимы глобальные перемены.
«Но у него есть много возможностей прийти к власти благодаря тому, что он медиаперсона. На медийных выборах Навальный действительно победил», — говорит Анна Севостьянова.
34-летний брат Анны Севостьяновой, Алексей Севостьянов — студент международной магистерской программы Хельсинкского университета «Российские исследования» (Russian Studies). Он изучает возможности Навального как медиаперсоны.
«Навальный — действительно талантливый оппозиционер, который умеет использовать прессу, чтобы привлечь к себе внимание. Это очень важно, потому что российские СМИ и все крупные предприятия полностью подчинены Путину и его окружению. Его оппоненты не могут проводить в прессе открытую избирательную кампанию».
Поэтому Алексей Севостьянов считает большим достижением, что оппозиционер Навальный смог получить так много внимания в СМИ.
«Но что, если он действительно придет к власти? Как он сможет договориться с ближайшем окружением Путина, государственной элитой? Я хотел бы надеяться на перемены, но власть очень коррумпирована».
Профессор программы Russian Studies Владимир Гельман тоже считает, что сказать, к чему приведут демонстрации, пока невозможно.
«Но Навальный, бесспорно, талантливый политик, которого поддерживают разные круги общества. Он начинал простым активистом, но заработал себе грандиозную репутацию. Для многих он герой в борьбе с Путиным».
Гельман считает демонстрации в данной ситуации важнейшим делом.
«Протесты сейчас проходят и за пределами Москвы и Санкт-Петербурга в России и по всему миру: в Праге, Вене, Париже, Нью-Йорке, Хельсинки. Люди выступают против Путина, его нового дворца и всего, что он представляет».