Миссия выполнена. Сергей Гень, капитан судна «Кристоф де Маржери», сообщил министру транспорта России Виталию Савельеву, что 16 января спустя 10 дней и 21 час пути судно успешно обогнуло мыс Дежнёва и вышло в Берингов пролив. Так судно стало первым СПГ-танкером, который в январе прошел по Северному морскому пути без дополнительной помощи ледокола.
Этот морской гигант — лидер флота из 15 танкеров, которые НОВАТЭК использует для транспортировки российского сжиженного газа из порта Сабетта на Ямале в Азию. Каждое из судов может перевозить 70 тысяч тонн. Кроме того, все эти танкеры относятся к классу Arc7, а значит, могут самостоятельно ломать морской лед толщиной до двух метров.
Северный морской путь открылся благодаря глобальному потеплению и таянию льдов Арктики. По данным НОВАТЭК, главного независимого производителя газа в России, при движении по этому пути время доставки груза на восток сокращается на 40 процентов по сравнению с традиционным путем, когда надо обогнуть Европу и пройти Суэцкий канал. Между Баренцевым морем и Беринговым проливом пять тысяч километров, это самый короткий путь из Европы в Азию. Однако несколько месяцев в году его восточная часть все еще закрыта. До недавнего времени сезон навигации заканчивался в ноябре. Однако переход «Кристофа де Маржери» — поворотный момент для транспорта в Арктике.
«Сегодня вписана еще одна важная страница в историю развития Северного морского пути и отечественного судоходства», — говорится в поздравлении Савельева. «Многовековая мечта российских первопроходцев — открыть круглогодичную навигацию в восточном секторе Арктики — на наших глазах становится еще на один шаг ближе», — добавил Игорь Тонковидов, генеральный директор компании «Совкомфлот», которой и принадлежит судно. Другой СПГ-танкер «Николай Евгенов» покинул порт Сабетта днем позже и вышел в Берингов пролив в воскресенье 17 января.
В 2010 и 2011 годах Совкомфлот, НОВАТЭК и Атомфлот уже осуществляли экспериментальные рейсы, которые продемонстрировали возможность перевозить по Северному морскому пути тяжеловесные грузы. Эти рейсы положили начало масштабным газовым проектам в устье реки Обь. В 2017 году президент России Владимир Путин открыл в Сабетте завод по производству сжиженного газа Ямал СПГ, основным акционером которого является НОВАТЭК. Так родился новый город. В 2002 году Сабетта, расположенная в устье Оби, была маленькой деревней, где проживало 19 человек. Сейчас там живет и работает 30 тысяч человек.
«Кристоф де Маржери» и «Николай Евгенов» — последние СПГ-танкеры в этом сезоне. В следующие месяцы лед станет слишком толстым, чтобы самостоятельно передвигаться. В феврале, доставив груз, они вернутся обратно, но им уже понадобится помощь ледоколов. Эти рейсы — «результат целенаправленной работы компании и ее партнеров по расширению навигационного окна для доставки СПГ с наших арктических проектов по восточному маршруту», — заявил Леонид Михельсон, председатель правления НОВАТЭК, в послании главного независимого производителя природного газа в России.
В мае Северный морской путь станет более доступным. НОВАТЭК планирует начать отправлять газ в Азию в начале мая на танкере «Кристоф де Маржери». Это будет первая поставка в сезоне. В прошлом году навигация началась в конце мая, а до 2019 года она начиналась в июле.
Россия хочет превратить Северный морской путь в главную торговую артерию между Европой и Азией. В 2020 году с его помощью страна экспортировала 32 миллиона тонн газа, на полтора миллиона больше, чем за год до этого. К 2024 году Кремль планирует увеличить этот показатель до 80 миллионов, а к 2035 году — до 130 миллионов.