Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

La Vanguardia (Испания): российский газ делает шаги сквозь лед

© РИА Новости Алексей Дружинин / Перейти в фотобанкАрктический танкер-газовоз «Кристоф де Маржери»
Арктический танкер-газовоз «Кристоф де Маржери» - ИноСМИ, 1920, 28.01.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия хочет превратить Северный морской путь в торговую артерию между Европой и Азией благодаря таянию льдов и новым технологиям. В 2020 году с его помощью страна экспортировала на полтора миллиона тонн газа больше, чем за год до этого. К 2024 году Кремль планирует увеличить этот показатель до 80 миллионов.

Миссия выполнена. Сергей Гень, капитан судна «Кристоф де Маржери», сообщил министру транспорта России Виталию Савельеву, что 16 января спустя 10 дней и 21 час пути судно успешно обогнуло мыс Дежнёва и вышло в Берингов пролив. Так судно стало первым СПГ-танкером, который в январе прошел по Северному морскому пути без дополнительной помощи ледокола.

Этот морской гигант — лидер флота из 15 танкеров, которые НОВАТЭК использует для транспортировки российского сжиженного газа из порта Сабетта на Ямале в Азию. Каждое из судов может перевозить 70 тысяч тонн. Кроме того, все эти танкеры относятся к классу Arc7, а значит, могут самостоятельно ломать морской лед толщиной до двух метров.

Северный морской путь открылся благодаря глобальному потеплению и таянию льдов Арктики. По данным НОВАТЭК, главного независимого производителя газа в России, при движении по этому пути время доставки груза на восток сокращается на 40 процентов по сравнению с традиционным путем, когда надо обогнуть Европу и пройти Суэцкий канал. Между Баренцевым морем и Беринговым проливом пять тысяч километров, это самый короткий путь из Европы в Азию. Однако несколько месяцев в году его восточная часть все еще закрыта. До недавнего времени сезон навигации заканчивался в ноябре. Однако переход «Кристофа де Маржери» — поворотный момент для транспорта в Арктике.

«Сегодня вписана еще одна важная страница в историю развития Северного морского пути и отечественного судоходства», — говорится в поздравлении Савельева. «Многовековая мечта российских первопроходцев — открыть круглогодичную навигацию в восточном секторе Арктики — на наших глазах становится еще на один шаг ближе», — добавил Игорь Тонковидов, генеральный директор компании «Совкомфлот», которой и принадлежит судно. Другой СПГ-танкер «Николай Евгенов» покинул порт Сабетта днем позже и вышел в Берингов пролив в воскресенье 17 января.

В 2010 и 2011 годах Совкомфлот, НОВАТЭК и Атомфлот уже осуществляли экспериментальные рейсы, которые продемонстрировали возможность перевозить по Северному морскому пути тяжеловесные грузы. Эти рейсы положили начало масштабным газовым проектам в устье реки Обь. В 2017 году президент России Владимир Путин открыл в Сабетте завод по производству сжиженного газа Ямал СПГ, основным акционером которого является НОВАТЭК. Так родился новый город. В 2002 году Сабетта, расположенная в устье Оби, была маленькой деревней, где проживало 19 человек. Сейчас там живет и работает 30 тысяч человек.

«Кристоф де Маржери» и «Николай Евгенов» — последние СПГ-танкеры в этом сезоне. В следующие месяцы лед станет слишком толстым, чтобы самостоятельно передвигаться. В феврале, доставив груз, они вернутся обратно, но им уже понадобится помощь ледоколов. Эти рейсы — «результат целенаправленной работы компании и ее партнеров по расширению навигационного окна для доставки СПГ с наших арктических проектов по восточному маршруту», — заявил Леонид Михельсон, председатель правления НОВАТЭК, в послании главного независимого производителя природного газа в России.

В мае Северный морской путь станет более доступным. НОВАТЭК планирует начать отправлять газ в Азию в начале мая на танкере «Кристоф де Маржери». Это будет первая поставка в сезоне. В прошлом году навигация началась в конце мая, а до 2019 года она начиналась в июле.

Россия хочет превратить Северный морской путь в главную торговую артерию между Европой и Азией. В 2020 году с его помощью страна экспортировала 32 миллиона тонн газа, на полтора миллиона больше, чем за год до этого. К 2024 году Кремль планирует увеличить этот показатель до 80 миллионов, а к 2035 году — до 130 миллионов.