«Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». Эта фраза Филофея Псковского в письме московскому великому князю Василию III имеет важнейшее значение для понимания причины недавней реформы конституции России.
Западные журналисты критиковали Владимира Путина за то, что он поддержал проведение голосования по поправкам в год, который был омрачен пандемией коронавируса.
Действительно, благодаря одной поправке Владимир Путин сможет рассчитывать еще на два президентских срока. Некоторые поправки подразумевают усиление полномочий ряда коллегиальных органов. Однако аргентинцы понимают, что законодательная власть может и не играть важную роль, а всего лишь поддерживать диктатуру исполнительной власти. То, что Государственная дума приняла поправки в конституцию единогласно, означает, что ситуация в России похожа на нашу. Кроме того, среди поправок предлагали принять закон о минимальной заработной плате, который стал своего рода приманкой для того, чтобы граждане проголосовали «за».
Как юрист, который раньше преподавал конституционное право в университете, я решительно выступаю за ограничение полномочий исполнительной власти и поддерживаю принцип разделения властей. На мой взгляд, западные страны могут гордиться достижениями в системе управления государством и других сферах. Я твердо убежден в том, что эти ценности восторжествуют во всем мире. Однако несправедливо и просто бесполезно рассматривать ситуацию в странах, если мы будем применять или навязывать наши критерии.
Я полагаю, что те изменения, которые я упомянул выше, обусловлены обстоятельствами. Для того, чтобы осознать важность этих поправок, необходимо отметить, что Россию нельзя назвать западным государством. В отличие от других стран мира, в России, которая раскинулась на просторах Евразии, проживают самые разные народы. Более того, на протяжении истории эта страна является частью цивилизации, которую Арнольд Тойнби (Arnold Toynbee) назвал «православным христианством». Несмотря на схожие черты, она отличается от нашей.
Ключевым фактором такого различия стал раскол римско-католической церкви, которая подчиняется папе римскому, и православной во главе с патриархами.
Князь киевский Владимир, очарованный Византией, принял христианство и женился на сестре византийского императора Василия II Анне. Его сыновья Борис и Глеб стали первыми русскими святыми. Стоит отметить, что в те времена Киевское княжество было важнее Московского. Еще один важный брак был заключен в 1472 году, когда великий князь московский Иван III женился на племяннице последнего императора Византии Константина XI Софье Палеолог. В 1547 году Иван IV, прозванный Грозным, венчался на царствование (слово «царь» происходит от Цезаря) и закрепил статус преемника Византийской империи. Кроме того, тогда в стране уже была распространена кириллица, созданная на основе греческого алфавита, поэтому Россия оказалась оторвана от Европы, которая говорила на латыни.
После гибели последнего князя династии Рюриковичей патриарх Гермоген сыграл ключевую роль в том, чтобы Михаил Федорович был избран царем. Так патриарх противостоял польскому королю и католику Сигизмунду III, который стремился объединить Польшу и Русь под своей властью. Православная церковь способствовала укреплению независимости России. Однако ее самой главной и миссионерской задачей стала защита «правильной» трактовки христианства от языческих племен, которые наступали с юга и востока, и еретического Запада.
Как отмечал Арнольд Тойнби, главное правило, которое унаследовала Россия от Константинополя, заключается в том, что в любом споре с Западом «Византия всегда права». Однако, когда экономический и технологический прогресс соседей начал представлять угрозу для России, ей пришлось перенимать западную модель. Россия неохотно принимала частичные меры. Известный западник Петр I навязывал высшим сословиям главные правила образования, языка, поведения и стиля в одежде, благодаря которым Россия могла бы войти в элиту европейских стран. В результате эти сословия были еще больше оторваны от населения, чем во времена традиционного разделения на господ и крепостных.
В XIX веке на фоне перемен в Европе в России разгорелся спор между западниками, которые хотели, чтобы Россия шла тем же путем, что и Европа, и славянофилами, желавшими сохранить самобытность страны. Стоит отметить, что одни из любимых мыслителей Владимира Путина — славянофилы, например Владимир Соловьев, Николай Бердяев и Иван Ильин.
Сторонники славянофильства считали, что необходимо укреплять узы с такими странами, как Сербия, однако не предлагали путь развития, в котором учитывались бы интересы самых разнообразных народов России. Возможно, поэтому, когда в XX веке России предстояло вступить в новую стадию вестернизации, страна выбрала атеистическую идеологию, тоже мессианскую и западную, но которая шла вразрез со всеми ценностями нашей цивилизации. «Как под Распятием, так и под серпом и молотом Россия — все еще „Святая Русь‟, а Москва — все еще „Третий Рим‟», — заявил в 1947 году Арнольд Тойнби.
После распада Советского Союза Россия стала слабой, потеряла территории империи и красный флаг марксизма-ленинизма. Однако ощущение исключительности никогда ее не покидало. В таких условиях было проще возродить наследие Византии.
Вот, как можно объяснить поправки в статьях 67 и 72. Россия столкнулась с Западом, охваченным историческим ревизионизмом политики. Под этим влиянием начали сносить памятники и стирать из истории имена героев, которые не соответствовали всем критериям XXI века. России пришлось действовать в новых реалиях, поэтому позиция страны следующая: «Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается».
В отличие от Европы, которой угрожает релятивизм, а наиболее динамичной религией является ислам, Россия защищает собственные традиционные ценности: «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство». И цель России — «защита института брака как союза мужчины и женщины». Я видел православные иконы в российском посольстве в Буэнос-Айресе, а в посольствах Аргентины — ни одной. Некоторые западные государства запрещают показывать религиозные символы даже частным лицам.
Византия всегда права. Чтобы защитить себя от экспансии католицизма, Россия всегда следовала этому правилу. Сегодня она хочет отличаться от западных стран, в которых, по ее мнению, царят агностицизм, коррупция и декаданс.
Карлос Мария Регунага — член-корреспондент Национальной академии наук Буэнос-Айреса