«История и география не меняются, поэтому я не думаю, что у британцев отличная от нас судьба», — утверждает президент Франции.
Эммануэль Макрон предупредил, что правительству Бориса Джонсона необходимо решить, кто его союзники, потому что «нельзя быть немножко беременной».
«Какой курс хочет выбрать Великобритания? Нельзя быть и лучшим союзником Соединенных Штатов, и лучшим союзником Евросоюза и новым Сингапуром. Ей необходимо выбрать модель», — сказал французский президент в интервью группе журналистов из разных СМИ, включая британскую газету The Guardian.
«У меня сложилось впечатление, что лидеры страны обещали [своим гражданам] все эти модели одновременно. Если Великобритания решит полностью перейти на трансатлантическую политику, тогда нужно будет дать четкие разъяснения, потому что в таком случае это будет означать расхождение с Евросоюзом по правилам взаимодействия и доступу к рынкам».
«Если она решит стать новым Сингапуром, о чем она однажды говорила… Что ж, я не знаю. Не мне принимать такие решения. Но я хотел бы иметь хорошие и мирные отношения. Наши судьбы связаны, наши интеллектуальные подходы связаны, наши исследователи и промышленные предприятия работают вместе… Я верю в суверенный континент и национальные государства. Я не верю в неонационализм».
«Я выступаю за общие устремления и общую судьбу. Я надеюсь, что [премьер-министр Великобритании] Борис Джонсон согласен со мной в этом вопросе, поскольку, как я полагаю, сами британцы думают так же. Мы остаемся союзниками. История и география не меняются, поэтому я не думаю, что у британцев отличная от нас судьба».
Когда Макрона спросили о проблеме взаимных упреков Великобритании и Франции — не только касательно вакцин, но и по Брекситу, и мерам по сдерживанию распространения коронавируса, — в которых часто упоминается имя французского президента, он попытался отшутиться: «Каждый раз, когда возникает проблема с Евросоюзом, британцы обожают ненавидеть французов, в том числе меня, поэтому и говорят, что во всем виноваты мы».
«Я уже смирился с этой ролью. Иногда, когда возникает напряженность, я спрашиваю: почему я? Возможно, меня выставляют важнее, чем я есть!»
Однако далее, сменив тон на более серьезный, он добавил: «Мне очень нравится ваша страна. Но, как я уже говорил, я считаю Брексит ошибкой. Я уважаю суверенитет народа и людей, проголосовавших за это решение, однако, на мой взгляд, голосование было основано на большом количестве лжи, и теперь мы видим, что это во многих отношениях значительно усложнило ситуацию».
Макрон, сидевший в роскошном зале Елисейского дворца под огромными хрустальными люстрами, казалось, был поглощен своими мыслями во время интервью, продлившегося 90 минут, которое он дал десятку журналистов из американских, арабских, европейских и британских СМИ.
Ранее, до Рождества, ему пришлось в последний момент отменить несколько интервью, потому что у него выявили covid-19. Представители Елисейского дворца сообщили, что президент и его супруга Бриджит, которая тоже заболела, уже «полностью выздоровели».
Макрон говорил быстро и не пользовался никакими записями. Он затронул множество разных тем, от операции французов в Сахеле и теорий заговора, до принятого во Франции противоречивого закона против религиозного сепаратизма и того, как Франция справляется с последствиями своего колониального прошлого.
Одной из возможных причин некоторой рассеянности было то, что в эти выходные Макрон должен был выступить с объявлением о введении во Франции новых ограничений в связи с распространением коронавируса. В настоящее время там уже действует 12-часовой ночной комендантский час. Его спросили, объявит ли он третий общенациональный локдаун, чтобы остановить распространение новых, чрезвычайно заразных штаммов. Это был единственный вопрос, на который он отказался отвечать.
Макрон заявил, что Европа не будет блокировать или запрещать экспорт вакцин против коронавируса, но пояснил, что их следует «контролировать». Он обвинил AstraZeneca в отсутствии прозрачности после того, как эта британо-шведская фармацевтическая компания сообщила, что она не может полностью выполнить контракт с Евросоюзом.
Макрон также отметил, что вакцина AstraZeneca, одобренная в пятницу регулирующим органом Евросоюза для использования у взрослых всех возрастов, оказалась «не вполне эффективной» для людей старше 65 лет, хотя он признал, что пока у него нет точных цифр и официальных данных.
В пятницу, 29 января, Европейское агентство по лекарственным средствам разрешило вакцину, разработанную совместно Оксфордским университетом и компанией AstraZeneca, для использования во всех возрастных группах, хотя ранее власти Германии рекомендовали ограничить ее использование для людей моложе 65 лет из-за отсутствия данных об эффективности в старших группах. Разработчики вакцины и регулирующие органы в Соединенном Королевстве решительно отстаивают ее эффективность во всех возрастных группах.