Помните 20 июня прошлого года? В Северо-Восточной Сибири нашлось место, где температура поднялась до 38 градусов. Это невероятная цифра, самый высокий показатель из тех, что когда-либо регистрировались к северу от полярного круга.
Помимо этой маленькой детали, свидетельствующей, что человечество вот-вот испарится, у жары в Арктике и тающих льдов есть и множество других проявлений. Растут возможности зарабатывать деньги на добыче природных ресурсов, параллельно с этим растет и военное присутствие в регионе. Даже Китай решил объявить, что считает себя «околоарктической» страной, хотя его границы ближе, чем на 1 400 км к арктическому региону не подходят.
На одном из семинаров конференции «Народ и оборона», проведенном в сотрудничестве с посольством Норвегии, в пятницу подтвердилась уже давно известная картина. После холодной войны страны, действительно расположенные недалеко от Арктики, смогли сосредоточиться на деэскалации и сотрудничестве. А сейчас они снова все более подозрительно относятся друг к другу, в регионе растет военная активность и скапливается оружие — в первую очередь российское.
В то же время многие выступающие говорили, что угрозы не так уж серьезны. По сути, сотрудничество и международные соглашения по-прежнему хорошо работают. Да, Китай демонстрирует все больший интерес к сближению с Россией — например, проводя общие с ней военно-воздушные учения в арктической зоне. Но пока китайское присутствие не осложнялось никакими инцидентами, а сближение происходит лишь постольку, поскольку Кремль считает, что ему это на руку.
Ясно одно: что касается Арктики, всегда полезно иметь хороших друзей. Скандинавские, европейские и трансатлантические интересы очень похожи. Важную роль играют учения в ответ на растущую активность России. «Ни у Стокгольма, ни у Осло нет никаких наступательных амбиций», — заявил представитель министерства обороны Юхан Лагерлёф (Johan Lagerlöf) с кривой улыбкой.
Для Арктики верны те же истины, что верны для остальных регионов, где сталкиваются интересы России и Запада. Если Россия разоружится, мир последует за ней. Если Кремль без лукавства протянет руку, многие с охотой ее пожмут. Сотрудничество возможно и необходимо.