Президент Украины Владимир Зеленский недавно подписал указ о введении санкций в отношении нескольких китайских компаний и их сотрудников, участвовавших в приобретении акций украинской компании Мотор Сич. Этот инцидент привлек большое внимание в стране.
Решение Зеленского о санкциях было принято с учетом множества внутренних и внешних факторов.
Во-первых, Зеленский обеспокоен тем, что согласие на приобретение акций поставит под угрозу безопасность его правительства. С момента прихода к власти он постоянно сталкивался с проблемами со стороны олигархов, местной элиты и других политических сил. Подконтрольная ему партия «Слуга народа» потерпела поражение на местных выборах, и внутри партии обнаружились разногласия. В 2020 году экономика Украины упала на 4,4%, эпидемическая ситуация очень тяжелая, Крым и Донбасс отделены, и рейтинг одобрения Зеленского упал. А Мотор Сич — это всемирно известный производитель авиационных двигателей и промышленных турбин с долгой историей, гордость украинской промышленности. Приобретение акций, несомненно, является «щекотливым вопросом». Президент опасается, что согласие на сделку может подвергнуться нападкам со стороны политических оппонентов и будет продолжать ослаблять безопасность его режима.
Во-вторых, прозападные украинские политики считают, что китайские дипломаты всегда заботятся о чувствах партнеров по сотрудничеству, а санкции касаются преимущественно отдельных компаний, поэтому они ожидали, что реакция Китая на санкции не нанесет им серьезных потерь. Однако факты показали, что их оценка оказалась ошибочной, и китайская сторона немедленно со всей суровостью и серьезностью выразила свою позицию, выступив категорически против этих односторонних санкций.
В-третьих, прямым фактором, подтолкнувшим Зеленского к подписанию санкционного закона, могут быть Соединенные Штаты. После украинского кризиса влияние США на внутренние и внешние дела Украины резко возросло. Украина рассматривает Россию как самую большую угрозу безопасности, а ее вступление в Европейский союз и НАТО — как стратегическую политику по преодолению этой угрозы и восстановлению территориальной целостности. Возможно, Зеленский надеется использовать санкции, чтобы иметь более высокую «цену» в глазах США.
Однако санкции не означают, что Зеленский готов полностью отказаться от китайско-украинского сотрудничества и что Украина находится в слепом подчинении у Штатов. Санкционные меры, которые он ввел против компаний с китайским капиталом и частных лиц, на этот раз являются целенаправленными и довольно сдержанными. По крайней мере, это означает, что на данный момент он не намерен распространять ограничения на другие проекты и другие области китайско-украинского сотрудничества, не говоря уже о намерении нанести ущерб двусторонним межгосударственным отношениям.
Кроме того, Зеленский сразу после подписания санкций предпринял шаги по сохранению китайско-украинских отношений. В интервью американским СМИ он заявил, что не согласен с утверждением о том, что Китай — главная геополитическая угроза.
К тому же политика Владимира Зеленского в отношении Китая более позитивна и прагматична, чем у предыдущего президента Петра Порошенко. Сразу после избрания на пост он встретился с китайским послом, заявив, что придает большое значение развитию двусторонних отношений и приветствует китайские инвестиции. В начале вспышки эпидемии коронавируса он написал китайскому лидеру, выражая поддержку противоэпидемическим мерам Китая. В интервью информационному агентству «Синьхуа» в октябре прошлого года Зеленский вновь подчеркнул, что Китай всегда был в центре внимания внешней политики Украины. Причина, по которой Зеленский делает акцент на дипломатических отношениях с КНР, неразрывно связана с инвестиционной силой Китая и размером рынка Поднебесной.
В целом, китайско-украинское экономическое сотрудничество развивается быстрыми темпами. Санкции — это лишь частный неприятный случай экономического сотрудничества Китая и Украины, они не затрагивают другие проекты партнерства и не могут изменить общей тенденции двустороннего экономического взаимодействия. В 2021 году исполняется десять лет со дня установления отношений стратегического партнерства между Китаем и Украиной. Исходя из долгосрочных интересов двух народов, обе стороны должны ценить возможности и искренность сотрудничества, уважать друг друга, действовать в соответствии с законом и добиваться взаимной выгоды и взаимовыигрышных результатов. Нельзя политизировать экономическое сотрудничество.
Чжао Хуэйжун (赵会荣) — главный научный сотрудник украинского отделения Института России, Восточной Европы и Центральной Азии в Китайской академии общественных наук