Сборная [России] готовится к футбольной войне с Болгарией
Сборная [России под руководством] тренера Бориса Игнатьева изолировалась от мира на базе в Новогорске под Москвой и усердно готовится к решающей игре в отборочном матче к ЧМ-1998 против Болгарии.
Матч в Софии состоится 10 сентября 1997 года, и для Сборной России это последний шанс остаться в игре и пропасть на ЧМ-1998 во Франции. Если «львы» победят, команде под руководством капитана Трифона Иванова гарантирован выход в финал.
Наши были на первом месте в группе (15 очков), а Россия была на втором (14 очков). После матча в Софии на стадионе «Васил Левски» оставался еще один матч — Болгария должна была сыграть с Россией в Москве. Несложные подсчеты показывают, что даже при ничьей Игнатьев и его подопечные будут счастливы, ведь тогда в финальном матче группы все решится на их поле. Поэтому в российском лагере идет полная мобилизация. Игроки не контактируют со СМИ. Цель — полностью сосредоточиться на подготовке. Только Игнатьев делает короткие заявления.
Соперник уверен в себе, потому что в историческом плане сила на его стороне. Болгарские СМИ приводят статистику, согласно которой за 37 лет в период с 1952 по 1989 год наша команда одержала всего 2 победы над бывшим СССР в 23 сыгранных матчах — учитывались все матчи сборных команд уровня «А» и «В», а также олимпийских сборных. С этой точки зрения дела у нашей команды, возглавляемой тренером Христо Боневым, шли не очень хорошо.
Получается, что только против Бразилии наша статистика была трагичнее. Но эта сборная Болгарии другая. Большая заслуга в этом у капитана Трифона Иванова. Железный защитник наводит ужас на соперников. Туньо (прозвище Трифона Иванова — прим. пер.) принимал участие во всех шести отборочных матчах нашей команды перед прямым столкновением с Россией. Он получил капитанскую повязку после того, как наша легендарная звезда Христо Стоичков был удален из команды после громкого скандала с тренером.
«Во время отборочного тура чемпионата мира во Франции у нас был конфликт с Ицо (прозвище Христо Стоичкова — прим.пер.) — вернул повязку тренер Христо Бонев. Я перестал звать его в сборную, нужно было выбрать нового капитана команды. Я сказал парням: „Вы бегаете по полю, вы и решайте, кто будет носить повязку‟. Футболисты сами выбрали Трифона лидером на поле».
К счастью, Камата (еще одно прозвище Христо Стоичкова) нашел в себе силы извиниться перед тренером и вернулся в состав на последние решающие матчи. Тренер поставил условие: Стоичков не будет претендовать на звание капитана, и повязка останется у Трифона. Иванов знал, как отблагодарить за оказанную честь. Выросший в суровых условиях спортивной школы в Велико-Тырнове с почти военным режимом, он осознает, что чтобы пройти Россию, команду нужно сплотить в кулак.
Туньо уже заслужил уважение футбольного мира после того, как ни на минуту не дрогнул в напряженных матчах чемпионата мира в США в 1994 году. В Америке Болгария пережила свой звездный час и сыграла в полуфинале с Италией, где проиграла после преступного судейства французского арбитра Жоэля Кинью. Но «львы» стали сенсацией чемпионата, а Трифон занял место среди лучших защитников мира. И, пожалуй, самых страшных. Бородатый и с длинными русыми волосами. Мрачный взгляд исподлобья, в горячие моменты в его глазах сверкали молнии, от которых у нападающих соперников стыла кровь в жилах.
Но сможет ли он испугать сильную Россию? Несколько недель страна жила в предвкушении предстоящего матча. Христо Стоичков с присущим ему чувством юмора заявил, что Россия освободила Болгарию 9 сентября 1944 г., а мы ее «освободим» 10 сентября 1997 года. Ицо имел в виду, что его команда «освободит» братушек от участия в чемпионате мира во Франции. Его слова вызвали в Москве волну недовольства и желание «утереть нос наглым болгарам».
К эйфории в преддверии решающего матча присоединился даже бывший лидер коммунистической Болгарии Тодор Живков. В специальном интервью он признался, что будет молиться за победу Болгарии! Да, он, Тодор Живков — вождь социалистической идеи, боровшейся с религией и размахивавшей флагом атеизма.
«Как болгарин я буду молиться Богу, чтобы победили наши», — признался он. И добавил, что будет держать пальцы скрещенными за нашу команду перед телевизором. И вот, в день большого матча Туньо ведет нашу команду к переполненным трибунам стадиона «Васил Левски».
Стадион взрывается мощным ревом более 50 тысяч болельщиков, до краев заполнивших арену. Игроки прекрасно понимают, что значит этот матч для Болгарии. Люди пережили ужасную зиму 1996-1997 годов. Тогда курс доллара подскочил до 3 тысяч левов, и стремительная гиперинфляция уничтожила сбережения миллионов болгар. Рабочие люди, откладывающие всю жизнь «на черный день», увидели, что все выстроенное ими сложилось, как карточный домик. Финансовые запасы, скопленные путем неимоверных лишений, превратились в ненужные бумажки. В Болгарии многие голодали, но сохраняли гордость: на футбольном поле мы великая сила, мы четвертые в мире, мы те, кто на ЧМ-1994 года в США выбил из соревнований действовавшего на тот момент чемпиона мира — сборную Германии!
Сейчас мы всего в шаге от участия во втором чемпионате мира подряд, и это дает стране надежду. 10 сентября 1997 года в Болгарии ничто не будет иметь значения, кроме футбола. Плохо, что еще на разминке у нашей команды начинаются проблемы. Еще до начала матча в нашей защите обнаружилась брешь.
«В матче против России мне пришлось выйти в основном составе, — рассказывает защитник Ивайло Йорданов — но у меня была травма, из-за которой перед матчем я не мог тренироваться в полную силу. Я признался тренеру Христо Боневу, что чувствую себя неважно. Он все же решил включить меня в игру с первых минут, на разминке я понял, что не могу играть… Если бы я вышел на поле в таком состоянии, возможно, я бы подвел команду. Я не был в себе уверен. Только я знаю, каково мне. Я пошел к Трифону и сказал ему, что не смогу играть. А он ответил: „Нет проблем. Не волнуйся, мы и за тебя их победим‟».
Христо Боневу пришлось на ходу перекраивать оборону. За Болгарию на поле вышли вратарь Здравко Здравков, защитники Радостин Кишишев, Трифон Иванов, Милен Петков, Гошо Гинчев. Перед ними заняли позиции Златко Янков, Краси Балаков и Йордан Лечков. Нападающими были Эмил Костадинов, Христо Стоичков и Любослав Пенев. На поле велась ожесточенная битва, в которой никто не хотел отступать ни на сантиметр. Напряжение эпического зрелища чувствуется в каждом слове газетных статей, сразу после матча подробно описавших разразившуюся драму.
«Стадион вновь стал похож на кипящий котел, в котором не спастись даже самому черту, — пишет газета «Труд». — Русские выложились по полной и все перепробовали. От отчаянной, как при Сталинграде, обороны до опасных контратак. Однако „львы‟ оказались готовы ко всему и напомнили о своем непредсказуемом стиле, которым вот уже четыре года потрясают мировой футбол».
Печать на французскую визу поставил голевой шедевр в исполнении Трифона Иванова, игравшего в футболке национальной сборной в 70-ый раз, — после блестящей передачи на 55 минуте Христо Стоичкова. После матча Камата встал на колени перед публикой и дал начало кругу почета команды перед впавшими в экстаз фанатами. Герои десятков футбольных баталий поклонились своей преданной публике — незаменимому 12-ому игроку.
Победа была выстрадана в беспрецедентной 90-минутной схватке. За это время было несколько серьезных стычек — между Любо Пеневым и абхазом Цвейбой, Стоичковым и Ковтуном, Балаковым и Онопко. В итоге наши выиграли все. Они доказали, что они — команда, на протяжении нескольких лет играющая на мировом уровне, что они могут вести матч с завязанными глазами.
Все сыграли блестяще в матче года, в котором наша команда заработала не менее 6 миллионов долларов в турнирной таблице чемпионата мира. Тренер Христо Бонев сделал ставку на старых бойцов, прошедших через огонь многих сражений, и не ошибся. Здравков был само спокойствие, а Кишишев бегал как заводной по всему полю.
Трифон Иванов показал, что он играет на мировом уровне даже в атаке. Милен Петков дебютировал так, как будто он 10 лет играл в национальной сборной, а Гошо Гинчев не дрогнул ни в одной ситуации. У нашей полузащиты было все — универсальность Лечкова, сила Янкова и ловкость Балакова. В защиту от гостей, напоминающую линию фронта, с честью выступили сильнейшие нападающие Европы — трио Стоичков — Пенев — Костадинов. «Парни, вы — мировой уровень! Вы лучшее, что есть в этой страдающей стране!» — хочется еще раз воскликнуть после такой игры.
Как себя чувствовал великий герой нашей футбольной эпопеи? После победы над Россией капитан Болгарии Трифон Иванов дал интервью десяткам журналистов:
— Как Болгарии удалось выиграть у России?
— На поле мы все выложились по полной. Доказали, что мы команда. Наша сила — в сплоченности. Думаю, мы в очередной раз порадовали болгарский народ игрой на чемпионате мира. Мы продолжим делать людей счастливыми и в будущем. У этого поколения еще все впереди.
— Как вы нашли в себе силы одержать победу в этой беспощадной битве?
— Главный тренер Христо Бонев перед матчем очень верно сказал, что в трудную минуту болгарский народ объединяется и выкладывается во имя общей цели. Это то, что мы сделали сегодня вечером, и в этом наша сила. Если кто-то из наших будущих противников еще этого не понял, дайте ему знать.
— Это был самый сложный отборочный матч?
— Думаю, это был самый сложный матч в группе, но мы сыграли его очень по-мужски. Каждый отдал максимум себя, именно поэтому победа над таким серьезным противником стала возможна.
— Матч против России был сложнее, чем в квалификации Евро-96 с Германией в Софии — 3:2?
— Это две совершенно разные встречи, и сравнивать их нельзя. Дуэль с Россией останется незабываемой благодаря полной отдаче с нашей стороны. Все знали, что нужно сделать только один шаг. И мы его сделали. Прямо здесь, в самый подходящий момент, на глазах у наших болельщиков. Поэтому мы должны радоваться — мы и весь болгарский народ.
— Это самый дорогой гол в вашей карьере?
— Должно быть, ведь это он вывел нас на чемпионат мира.
— Общее настроение комментариев всех ваших коллег таково, что вы сделали это в основном ради людей, которым тяжело живется в Болгарии?
— Конечно, ради людей. Нам всем приятно вернуться из-за границы, где мы зарабатываем на жизнь, и играть для людей. Потому что мы болгары!
— Что бы вы хотели сказать как капитан этой команды?
— Что я очень счастлив. Мы играли на чемпионате мира, где заняли четвертое место. Впервые поехали на чемпионат Европы, сейчас снова [будем] на чемпионате мира. Это доказывает, что мы отличная команда.
Интервью болгарского капитана обошло мировые СМИ, следившие за сражением в Софии. Трифон — великий герой, хотя во всех интервью он говорит, прежде всего, о команде, а не о своем победном голе в ворота России.
«Этот гол не случаен, — уверен Красимир Балаков.- Туньо обладал врожденным футбольным интеллектом и знал, когда и как подключиться к атаке».
Воспоминания об эпической схватке 10 сентября 1997 года остаются яркими даже спустя десятилетия. «Трифон, несомненно, был великим героем, — говорит защитник Радостин Кишишев. — Хорошо, что Стоичков оказался на поле, потому что он сделал тот самый пас для гола Туньо. Атмосфера на трибунах была непередаваемой. Мне повезло — я все время игры оставался на поле».
Счастлива была и вся Болгария, навсегда запомнившая золотой гол Иванова, отправившего нас на чемпионат мира во Франции. Хотя бы потому, что после нашего участия в чемпионате мира 1998 года мы более 20 лет не могли попасть на крупнейший футбольный форум. А Трифон добился кое-чего посложнее. Он завоевывал любовь и уважение всех футбольных фанатов, независимо от того, за кого они — за «синих» или «красных». Туньо прошел невероятный путь от пыльных сельских дорог Горна-Липницы до футбольного небосклона. Это его история…