В последний понедельник января украинский министр здравоохранения Максим Степанов объявил о смягчении противоэпидемиологических мер. В тот день на Украине выявили 2 516 новых случаев заражения коронавирусом. Это самый низкий показатель с сентября 2020 года. «За прошедшую неделю было выявлено 30 612 случаев заболевания, то есть почти на 14 тысяч меньше, чем две недели назад», — заявил Степанов на пресс-конференции в Киеве.
Украинское руководство планирует дальнейшее снятие ограничений, если не произойдет всплеска заболеваемости. Украинские работники и предприниматели, по карману которых ударили ограничения, могут получить передышку. В наиболее пострадавших от кризиса секторах работает примерно четверть всех трудоустроенных граждан, то есть около 4 миллионов человек.
В очереди за вакцинами
С начала пандемии COVID-19 на Украине заразились 1,2 миллиона из 37 миллионов жителей страны. Количество активных случаев составляет сейчас более 220 тысяч, но оно продолжает снижаться. За все время было сделано более 6 миллионов тестов. От коронавируса и связанных с ним осложнений умерли почти 22 тысячи человек.
Вакцинация до сих пор не началась. Ее программу утвердили только 22 декабря, в контексте чего власти подвергаются критике за медлительность. Украине удалось подписать договор на закупку 1,9 миллионов доз китайской вакцины компании «Синовак». Это позволит привить 957 тысяч человек, то есть почти 2,6% населения. Первые прививки, как обещает министерство здравоохранения, будут сделаны уже в феврале, но контракт могут разорвать, если эффективность вакцины окажется ниже 70% (ее испытания продолжаются, после очередных исследований в январе этот показатель снизился до 50,5%). В связи с этим редактор портала «Зеркало недели» Алла Котляр заявила, что прививочная кампания на Украине провалена.
Первым туда, благодаря международной инициативе «Ковакс», призванной обеспечить справедливый доступ к вакцинам, может попасть препарат другой фирмы. По предварительной информации, это произойдет в середине февраля, хотя точная дата не называется. На первом этапе украинцы должны получить 210 тысяч доз американской вакцины «Пфайзер» — «Бионтек».
Начнут вакцинацию с групп риска: медиков, находящихся в Донбассе военных, полицейских, пенсионеров и людей с хроническими заболеваниями. По оценкам министерства здравоохранения, это 21 миллион человек.
Новые и старые ограничения
8 января на Украине в очередной раз ввели разнообразные ограничения. Были закрыты торговые центры, кафе и рестораны (им разрешалось только торговать на вынос), кинотеатры, тренажерные залы и все магазины, кроме продовольственных. Учебные заведения отправили своих подопечных на каникулы или перешли на дистанционный режим, открытыми остались только детские сады. Также было запрещено проведение любых массовых мероприятий, кроме спортивных, которые проходили без зрителей.
С 25 января меры смягчили, но не отменили. В средствах общественного транспорта (за исключением метро, где это правило не действует) количество пассажиров ограничивается числом сидячих мест. Кинотеатры и театры могут принимать зрителей при условии, что залы будут заполнены наполовину. Проведение разного рода мероприятий допускается, но число их участников не должно превышать 20 человек. В спортивных центрах на каждого человека должно приходиться 20 квадратных метров. В транспорте и в общественных местах нужно носить маску, а, выходя на улицу, иметь при себе документы, удостоверяющие личность.
Кризис ударил по карману
Из-за многочисленных ограничений, вводившихся в течение прошедшего года, серьезно пострадала украинская экономика. По данным Всемирного банка, ВВП Украины упал на 5,5%. Сильнее всего кризис затронул сектор торговли товарами, которые не отнесли к жизненно необходимым, гостиничную, туристическую и развлекательную отрасль, часть услуг, а также культуру. «На них приходилось 27% всех работников», — говорит доцент Ольга Купец из Киевской школы экономики, вот уже 20 лет занимающаяся анализом рынка труда. — По всей видимости, многие из них почувствовали кризис на себе, но точных данных пока нет«.
В третьем квартале 2020 года уровень безработицы по сравнению с тем же периодом 2019 года вырос на 2%, достигнув 9,5%. Хуже всего выглядит обстановка на подконтрольных Киеву территориях Луганской и Донецкой областей, где с 2014 года украинские войска противостоят пользующимся поддержкой России сепаратистам. В первом полугодии уровень безработицы достиг там 16% и 15% соответственно.
Летом обычно появлялись сезонные рабочие места. «Специфика 2020 года была такой, что во втором и третьем квартале уровень безработицы оказался выше, чем в первом. Посмотрим, какими окажутся данные за четвертый, но наверняка лучше не стало», — констатирует Купец.
На самом популярном украинском портале по поиску работы «Ворк.юа» в прошлом году количество вакансий сократилось более, чем на четверть. В 2019 в среднем в месяц в базе находилось 62 900 предложений, а в 2020 — 45 800. В марте и апреле, когда был самый жесткий локдаун, их стало почти вдвое меньше, чем в тот же период прошлого года.
Рост неравенства в городах
Как объясняет Купец, в кризисных ситуациях работодатели в первую очередь не увольняют сотрудников (в том числе из-за того, что квалифицированную рабочую силу найти сложно), а отправляют их в отпуск, сокращают рабочий день или просто задерживают зарплату. Из-за этого люди стали беднее. В первом полугодии 2020 года 28,2% жителей Украины зарабатывали в месяц меньше 3 845,21 гривны (примерно 10 200 рублей, — прим.пер.), то есть не получали даже так называемой реальной минимальной зарплаты (это на 2,8% больше, чем в тот же период 2019 года).
Также растет неравенство. Коэффициент Джини — это инструмент, при помощи которого измеряется равномерность распределения доходов. Он может принимать значения в диапазоне от 0 до 1, чем он выше, тем больше неравенство в обществе. Если сравнить первые кварталы 2019 и 2020 года, становится видно, что пандемия оказала негативное воздействие и углубила расслоение: коэффициент Джини вырос с 0,255 до 0,262. В украинской экономике значительная часть средств циркулирует за пределами официального оборота, так что эти данные наверняка занижены.
«Интересно, что в сельской местности неравенство в доходах снизилось, а в городах — значительно увеличилось. Это тоже показывает, по кому сильнее ударил кризис. В деревнях люди пострадали не так сильно, там даже не было строгого локдауна. Люди официально работали в сельском хозяйстве или просто на своих полях, а потом продавали свои продукты на рынках. В городах, в свою очередь, есть те, кто лишился работы и доходов, и те, кто в это время заработал, так что расслоение увеличилось. Там коэффициент Джини вырос с 0,258 до 0,273, а это много», — рассказывает Ольга Купец.
Начавшийся год принесет неопределенность
Она добавляет, что ответственность за состояние экономики лежит в том числе на властях: их действия были хаотичными и не всегда своевременными. Примером может служить программа льготного кредитования бизнеса «5-7-9%», которую запустили только в июне. В свою очередь, налоговые льготы для предприятий сферы культуры и туризма ввели лишь в конце декабря. «Это следовало сделать сразу, поскольку они пострадали первыми, — отмечает Купец. — Я крайне негативно оцениваю действия правительства во время пандемии».
Сложно сказать, что будет с украинской экономикой и рынком труда в этом году, поскольку все зависит от развития эпидемии. Если эпидемиологическая обстановка ухудшится, ограничительные меры могут вернуться, а тогда стране вновь придется столкнуться с рецессией.