Для одних это идеальное средство политического давления, для других — важнейший экономический проект. Речь о спорном газопроводе «Северный поток — 2». Осталось проложить всего 150 километров, 1230-километровый газопровод, проходящий по дну Балтийского моря, будет готов.
В апреле можно было бы проложить последнюю трубу между Россией и Германией.
Но споры о «Северном потоке — 2» не утихнут и тогда. Для российского президента Владимира Путина газопровод, который будет обслуживаться российским энергетическим гигантом Газпромом, — престижный проект. А после ввода в эксплуатацию он начнет приносить хорошие деньги.
Если же строительство прекратят, то это будет иметь для России серьезные финансовые последствия и, кроме того, нанесет удар по её репутации. После осуждения критика Кремля Алексея Навального и подавления протестов в России вновь стали раздаваться громкие призывы прекратить строительство «Северного потока — 2».
Недавно к этим требованиям присоединилась даже Франция, хотя французская энергетическая компания Engie участвует в финансировании газопровода.
Меркель отмахивается
А вот ЕС не может решить, вводить санкции против «Северного потока — 2» или нет. Проект общей стоимостью в 9,5 миллиарда финансируется наполовину Газпромом и наполовину группой западных инвесторов.
Один из них — австрийская компания OMV. Она уже вложила в «Северный поток — 2» около 960 миллионов евро.
Проект может остановить разве что немецкое правительство. Но канцлер Германии Ангела Меркель только отмахивается. Её кредо: вопрос о газопроводе чисто экономический и должен решаться в отрыве от политических проблем.
Такую же позицию занимает и канцлер Австрии Себастьян Курц. «Тот, кто считает, что новый газопровод отвечает только интересам России, ошибается, — сказал Курц в воскресенье в интервью газете „Вельт". — Газопровод в целом — очень позитивный проект».