Александр Назаров написал интересную статью, опубликованную веб-сайтом российского информационного агентства. Она посвящена российской стратегической мысли в настоящий период и тому, как власть видит нависшие над миром политические угрозы.
Недавно президент России Владимир Путин отметил, что верит в теорию пассионарности выдающегося русского историка Льва Гумилева, и политологу Александру Назарову удалось раскрыть ее содержание.
Вкратце суть пассионарности, восхищающей президента Путина, можно обозначить следующим образом: это способность отдавать приоритет общественным, а не личным целям в процессе формирования нации и удержания власти.
По мнению Путина, Россия находится на стадии подъема, в отличие от многих быстро стареющих стран Запада, оказавшихся на грани разрушения и исчезновения из-за потери этого жизненно важного элемента.
Как утверждал Лев Гумилев, рождение или гибель этносов зависит от пассионарности. Пассионарии — люди с повышенной энергетикой и жизнеспособностью и готовые жертвовать собой ради того, во что верят (необязательно в религиозном смысле).
Есть несколько этапов в жизни наций, включая развитие, достижение пика и угасание. И дух пассионарности, жизнеспособность определяется этносом, а не государством (согласно этой теории, этнос рассматривается отдельно от государства), в чем и заключается секрет выживания или исчезновения этноса.
На стадии «угасания» этноса частное доминирует над общественным, и ключевыми ценностями в обществе становятся потребление и удовольствие. Это этап «хлеба и зрелищ» и исключительного гедонизма.
Когда ситуация индивидуального насыщения за счет общественного благосостояния достигнет пика, никому не придет в голову тратить жизнь на принципы. В таких обществах граждане не хотят воевать, защищая родину.
Запад как цивилизация в историческом смысле слова доживает последние дни, находясь на последнем этапе развития, согласно теории Гумилева. Если смотреть через эту призму, мы сталкиваемся с демографической катастрофой в западных странах, где все, «как пылесос», поглощают молодые мигранты из других регионов и других культур.
Вы можете соглашаться или не соглашателя с этой теорией, вкратце представленной в публикации Назарова, но нельзя не признать некоторую ее обоснованность, особенно учитывая нынешнюю слабость европейской воли по сравнению, например, с Россией и Китаем. Кроме того, мы не можем игнорировать положения данной теории хотя бы потому, что президент Путин убежден в ее справедливости.
Вы поражены?
Подождите, Назаров (пропагандист теории Гумилева) считает, что в условиях нынешней миграции через одно-два поколения европейские города превратятся в столицы исламистских групп, и кто знает, может мы наблюдаем прелюдию к отделению целых районов.
Это не исламофобия, ведь сторонники Эрдогана и «Братьев-мусульман» (запрещена в России — прим. ред.) пытаются сдерживать фундаменталистов и предостеречь их. Их даже можно назвать защитниками ислама и мусульман от зла, представленного указанными группировками. На этот раз оно может прийти к нам с Запада.
Мы не имеем ничего общего с целями россиян, их фантазиями и их властями, но их знание никогда не будет лишним.