В конце января президент Чили Себастьян Пиньера произнес речь на территории аэропорта в Сантьяго. «Сегодня у нас день радости, волнений и надежды», — сказал он, стоя перед самолетом Боинг-787, который только что прилетел из Пекина. В трюме самолета находились два миллиона доз вакцины, произведенной китайской компанией «Синовак» (Sinovac). Это была первая из двух одинаковых по размеру поставок, осуществленных в январе нынешнего года.
За несколько ней до этого президент Мексики Андрес Обрадор, находившийся в тот момент на карантине в связи с covid-19, «искренне и с глубоким чувством» поблагодарил Владимира Путина за обещание направить 4 миллиона доз вакцины «Спутник V» в Мексику в ближайшее несколько месяцев. Надежды на проведение вакцинации в стране с использованием вакцины фирмы «Пфайзер» (Pfizer) улетучились после того, как поставки почти полностью прекратились. Представители «Пфайзер» сослались на «глобальный дефицит» вакцины, однако в результате возникла прекрасная возможность для Путина выступить в качестве героя и направить миру такое послание: в сложные времена спасение придет из Москвы, а не из Вашингтона.
Это пример вакцинной дипломатии, новой Большой игры. Те государства, которые очень хотят соперничать с Западом — особенно с Америкой — используют произведенные ими вакцины для увеличения своего влияния. Они обменивают свои вакцины на лояльность, а также на публичное выражение уважительного отношения.
Нельзя сказать, что речь в данном случае идет о самых передовых в мире вакцинах — прививки фирмы «Синовак» имеют самый низкий рейтинг эффективности из всех лицензированных вакцин (в одном исследовании она составила всего 50,4%), и только в этом месяце этот препарат получил лицензию на основное применение в Китае. Эта вакцина не может быть использована для прививки людям старше 60 лет, и, возможно, именно по этой причине китайцы ничего не имеют против отправки сотен миллионов доз этой вакцины за границу. В социальных сетях часто можно встретить такую шутку: «Другие люди могут получить замечательные китайские вакцины. А я буду ждать вакцину „Пфайзер"». Компания «Синофарм» (Sinopharm), еще один китайский производитель вакцины, заявляет о 79-процентной эффективности своей вакцины. Однако развивающиеся страны не могут себе позволить такую роскошь и выбирать производителей, если надеются начать реализовывать свои программы вакцинации уже в этом году.
Это невероятный поворот событий — никто не забыл, где именно появился коронавирус, однако всего через год Китай пытается представить себя в качестве решения пандемии коронавируса, а не как источник ее появления. Некоторым людям на Западе все это может показаться смехотворным. Но для более бедных стран, которым в противном случае придется ждать вакцину еще несколько месяцев, если не лет, это убедительный аргумент.
Китай уже давно начал заниматься планированием глобального распространения своих вакцин. Еще летом прошлого года председатель Си в телефонном разговоре с королем Марокко Мухаммедом VI и другими мировыми лидерами расхваливал находившиеся в тот момент еще в разработке вакцины и обещал, что они будут «общемировым общественным благом». Когда весь мир после того, как стали ясны истинные масштабы пандемии коронавируса, стал критически смотреть на Китай, Пекин попытался избежать статуса государства-парии. Первой фазой этого плана стала поставка средств индивидуальной защиты (президент Сербии был так благодарен за это, что даже поцеловал китайский флаг); а теперь речь уже идет о вакцинах.
Ван И, министр иностранных дел Китая, в начале этого года совершил турне по девяти государствам Африки и Юго-Восточной Азии, предлагая вакцину и инвестиции потенциальным партнерам. Некоторые клиенты Китая предсказуемы — среди них такие политические союзники как Пакистан (получит 22 миллиона доз) или такие активные торговые партнеры как Турция (получит 50 миллионов доз). Кроме того, властных лидеров тоже привлекают подарки Пекина: на Филиппинах, которым Китай передал в качестве подарка полмиллиона доз вакцины и получил заказ на 25 миллионов доз, была сделана фотография, на которой президент Родриго Дутерте выдавливает содержимое емкости с санитайзером на руки Вана И.
В Зимбабве, стране, которая в последние несколько лет получила значительное количество китайских инвестиций, 200 тысяч бесплатных доз вакцины прибыли на этой неделе, и президент страны Мнангагва заявил, что это «большая честь» для его страны. Что касается более близких регионов, то поцеловавший флаг президент Сербии Вучич обеспечил своей стране второе место в Европе по скорости вакцинирования, и все благодаря поставкам препаратов компании «Синофарм». И даже в Евросоюзе невозможно устоять перед зовом сирен использовать китайские вакцины. Венгрия стала первой страной, одобрившей вакцину фирмы «Синофарм», а Виктор Орбан даже сказал, что он для собственной вакцинации выберет китайскую прививку, а не продукцию компании «Пфайзер». «Китайцы имеют самый продолжительный опыт в борьбе с этим вирусом, и поэтому они, вероятно, наилучшим образом информированы», — пошутил он. Первые партии китайской вакцины будут поставлены уже в этом месяце.
По утверждению Москвы, она уже получила заказы на 1,2 миллиарда доз (несомненно, преувеличение) из 50 стран мира, и новые просьбы о поставке продолжают поступать. Исследования российских усилий в области пропаганды показывают, что Москва направляет в Мозамбик, Нигерию и Южную Африку материалы с пренебрежительными отзывами о соперниках вакцины «Спутник V». Как ожидается, в Иран в конце марта будет доставлено 400 тысяч доз российской вакцины, а это вызывает тревогу у местных ученых. В открытом письме членов иранского Медицинского совета его авторы жалуются на то, что, «судя по всему, дипломатические соображения в отношении приобретения этой вакцины не позволили провести стандартную оценку».
Евросоюз тоже обратился к России как проситель. Отчаянная ситуация в этом блоке — 5% жителей получили прививки в сравнении с 24% в Соединенном Королевстве — наглядно проявилась в ходе недавнего визита в Москву Жозепа Борреля, главного дипломата Евросоюза. Судя по всему, Боррель предпочел не заметить подавление голосов оппозиции в обмен на получение вакцины. Вакцина «Спутник V» пока еще не получила одобрения регулятора, Европейского медицинского агентства (European Medicines Agency), однако быстроногий Орбан уже заказал два миллиона доз. Меркель тоже заинтересована в покупке вакцины «Спутник V», и, кроме того, она предложила Путину наладить ее производство в Германии.
В разгар холодной войны более 100 развивающихся стран образовали Движение неприсоединения и заявили о своем желании занимать нейтральную позицию в конфликте между СССР и США. Затем, как и сейчас, великие державы сделали все возможное для того, чтобы склонить их симпатии в свою сторону. Поскольку мир сегодня неотвратимо движется в направлении второй холодной войны, то Китай и Россия работают как раз с такими колеблющимися избирателями, пытаясь, насколько возможно, минимизировать глобальную поддержку дяди Сэма. Мексика уже намерена диверсифицировать свои связи — а это поразительный шаг со стороны давнего союзника Соединенных Штатов. Вполне возможно, что Путин посетит Мексику еще до визита туда Джо Байдена.
Тем временем Британия, похоже, использует Индию в качестве своего опосредованного союзника для международного распространения своей вакцины. Партнерство Британии с Институтом сыворотки Индии (Serum Institute of India), крупнейшим в мире производителем вакцин, может способствовать созданию столь необходимого балласта против Китая и России. Институт сыворотки Индии производит в большом количестве вакцину «Оксфорд» (Oxford), и в тот момент, когда Британия фокусирует внимание на вакцинации собственного населения, правительство Моди занимается ее распространением по всему миру — с благословения Британии. В результате, в настоящее время Индия ведет борьбу в этой области с Китаем по поводу своих соседей, включая Бангладеш и Шри Ланку. Изготовленные в Индии дозы вакцины были доставлены также в Южную Африку, однако результаты получились неоднозначные, поскольку после проведенных тестов возникли сомнения по эффективности этой вакцины в борьбе с местным видом заболевания. Тем временем русские уже обратились за одобрением своей вакцины к властям Южной Африки.
Несмотря на все успехи Путина, именно Китай должен вызывать беспокойство Запада. Часто говорят о том, что растущее влияние Китая в мире обусловлено жесткой силой — экономическим выкручиванием рук и угрозой применения военной силы. Вакцинная дипломатия может оказаться той самой мягкой силой, поисками которой уже давно занимается Пекин. Китай теперь надеется на то, что и другие страны будут распространять послание председателя Си. В Белграде Вучич сделал это великолепно. «Мир столкнулся с айсбергом, — сказал он. — Как и в случае с „Титаником", богатые и самые богатые спасают только себя и своих близких».
Однако Китай может не добиться желаемого результата — так будет в том случае, если окажется, что его вакцины не обеспечивают достаточный уровень защиты. Когда стали известны более чем скромные результаты проведенных в Бразилии испытаний вакцины «Синовак», президент Болсонару злорадно пошутил: «Этих 50% достаточно, не так ли?» Болсонару известен своим негативным отношением к вакцинации. На настоятельные попытки компании «Пфайзер» уйти от ответственности, он отреагировал так: «Если вы превратитесь в крокодила, то это ваша проблема», однако он с особым подозрением относится в вакцине фирмы «Синовак» — «из-за ее происхождения». Тайвань тоже отказался от китайских вакцин и теперь ведет сложные переговоры с Германией по поводу поставки вакцины «Пфайзер» в обмен на полупроводники.
Но даже китайцы дают высокую оценку вакцине «Пфайзер». Одна расположенная в Шанхае фармацевтическая компания заказала 100 миллионов доз этой американо-немецкой вакцины. Это вызвало противоречивую реакцию в социальных сетях, и проницательные китайские граждане пытаются теперь сами выяснить, не является ли вакцина фирмы «Пфайзер» лучше, чем местные аналоги. Когда одного государственного ученого в Китае попросили сравнить вакцину «Пфайзер» и китайские вакцины, он ответил так: «Если речь идет об автомобилях местного производства или импортных, то все вы знаете, какую взять. Так почему у вас возникают сомнения по поводу вакцин?» Импортные автомобили уже давно являются модным и статусным символом для разбогатевших китайских потребителей.
Если бы существовала возможность настоящего выбора на реальном рынке, то Запад одержал бы победу: опросы общественного мнения свидетельствуют, что люди отдают предпочтение вакцинам «Пфайзер» и «АстраЗенека» (AstraZeneca), а не «Синовак» или «Спутник V». Однако люди получат то, что смогут получить. Такие страны как Перу должны ждать до сентября, если хотят получить вакцину «АстраЗенека» (за пределами Британии никто не называет эту вакцину «Оксфорд»), однако до того момента туда будет поставляться вакцина «Синофарм». Пока щедрость Запада ограничивается направлением небольшого количества денег на финансирование программы «Ковакс» (Covax), с помощью которой Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассчитывает обеспечить вакциной развивающийся мир, однако ее реализация сталкивается с большими трудностями. Предложение Индии и Южной Африки об отказе от патентов на вакцину для ее глобального производства было блокировано Америкой, Британией и Евросоюзом, представители которых считают, что это «задушит инновации». Возможно, так оно и есть, однако подобная позиция, мягко говоря, отнюдь не выглядит привлекательной. Более того, она очень устраивает нарратив председателя Си и президента Путина.
В турбулентный период президентства Дональда Трампа западные политики часто жаловались на то, что неразбериха в Вашингтоне делает невозможными любые многосторонние попытки сдержать Китай. Однако Байден не спешит реформировать западный альянс — он должен вакцинировать собственную страну и оживить собственную экономику. На встрече группы G7 в графстве Корнуолл этим летом следует ожидать активного обсуждения вопроса о демократическом альянсе D10, создаваемом для противодействия Китаю. Но если Британия и Соединенные Штаты настроены серьезно, то тогда они должны убедить мир в том, что дружба с ними ценится дороже, чем с Китаем.