Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Страна (Украина): почему ввели санкции против Медведчука и как это связано с «трубой» из России

© РИА Новости Алексей Никольский / Перейти в фотобанкПредседатель украинской партии Виктор Медведчук
Председатель украинской партии Виктор Медведчук - ИноСМИ, 1920, 20.02.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Комментируя блокировку киевскими властями активов Медведчука, автор подчеркивает, что Зеленский подменяет правосудие санкционными процедурами. При этом обвинения в адрес лидера ОПЗЖ в «финансировании терроризма» настолько смехотворны, что правоохранители вынуждены «засекречивать» эту информацию за полным отсутствием доказательств.

Сегодня, 19 февраля, СНБО провел заседание, посвященное очередным санкциям. На этот раз под них попал Виктор Медведчук и его супруга Оксана Марченко. Все их активы и имущество на Украине будут заблокированы. Основание — следствие СБУ по статье «Финансирование терроризма», в котором депутат и его супруга, к слову, даже не являются подозреваемыми.

Также под санкции попала украинская компания «ПрикарпатЗападтранс», которая контролирует 400-километровый трубопровод, поставляющий на Украину нефтепродукты из России и Белоруссии. Ее в СМИ связывали с Медведчуком (хотя сам депутат это опровергает). 

Никаких доказательств тому, что один из лидеров ОПЗЖ и его жена финансируют терроризм, СНБО не приводит. При этом есть основания полагать, что в реальности санкции связаны с вышеуказанной «трубой».  

В прошлый раз похожим «волевым» решением СНБО закрыл три телеканала, принадлежащие депутату «Оппозиционной платформы» Тарасу Козаку — якобы за получение денег с неподконтрольных территорий. Доказательств этого преступления власть не предъявила. 

Сегодня тем же путем пошли в отношении Медведчука. Разбирались в новых санкциях.

Что заявил Данилов по итогам СНБО

Первым пунктом повестки стал вопрос обострения в Донбассе. Зафиксировано увеличение обстрелов. Заслушали доклады главы генштаба Хомчака, а также разведчиков Буданова и Кондратюка. Правда, итоговое решение по вопросу засекречено. Но известно, что у Зеленского хотят вернуться к истории с пятью сценариями развития ситуации в Донбассе (об этом говорили еще в 2019 году, но так сценариев и не представили).

Во-вторых, поднимали «вопрос энергетической безопасности». Речь шла о нефтепродуктопроводе из России. Секретарь СНБО Алексей Данилов заявил, что он «аффилирован с двумя гражданами Украины», хотя «является государственной собственностью Украины». «Он оказался в частных руках по сомнительным процедурам». По словам Данилова, решили разобраться в этом вопросе. Забегая вперед скажем, что СНБО ввел санкции против компании-оператора «трубы» — ООО «ПрикарпатЗападтранс» (о ней мы еще расскажем ниже).

Ну, и самое важное — санкции ввели против 19 юридических и 8 физических лиц. Из украинцев среди них — Виктор Медведчук и Оксана Марченко. А также гражданская жена уже подсанкционного Тараса Козака Наталья Лавренюк. Остальные — граждане России. «Санкции вводятся на все имущество, которое есть у Медведчука… Они (супруги – прим. ред.) не имеют права его продавать, закладывать и пользоваться», — уточнил Данилов. В том числе подсанкционной становится доля Оксаны Марченко в телеканале 1+1.

Как сообщил Данилов, СБУ ведет следствие против народного депутата и его супруги по статье «Финансирование терроризма». Что и стало причиной санкций. Иными словами, Медведчук и Марченко пока даже не подозреваемые в этом деле. Однако Зеленский уже назначил их виновными, заблокировав активы на три года. Среди компаний, попавших под санкции, — в том числе и российские авиакомпании, которыми Медведчук и Бойко летали в Москву. Полного текста решения СНБО пока нет. 

Что означают эти санкции?

Как видим, Зеленский продолжил подменять правосудие санкционными процедурами. Нынешние санкции за «финансирование терроризма» введены против граждан Украины, которые проживают в стране, публичны и доступны для правосудия. При этом по столь тяжкой статье им даже не вручены «пидозры» (подозрения – прим. ред.). Это говорит о том, что никаких доказательств финасирования терроризма у правоохранителей скорее всего нет. Раз пошли не по стандартной законодательной процедуре. Никакой информации о том, как именно Медведчук «финансировал терроризм» не привел и Данилов. То есть повторилась история с телеканалами, которые также закрыли во внесудебном порядке.

У того, что произошло, есть два измерения. 

Первое — политическое продолжение перехода Зеленского в статус «нового Порошенко». Зе, видимо, всерьез претендует на ту часть электората, которая сегодня контролируется промайданными партиями — в первую очередь «Европейской солидарностью». На Банковой рассчитывают, что санкционный погром, который учинила власть в отношении ОПЗЖ, можно будет конвертировать в падение поддержки Порошенко, который, мол, мог «прогнуть Медведчука», но этого не сделал. Решение весьма показательное — видимо, у Зеленского понимают, что поддержки на юго-востоке ему уже не вернуть (особенно после закрытия трех оппозиционных телеканалов). И решили зайти с другой стороны. Правда, рейтинг «слуг» и лично Зеленского при этом все равно падает. 

Второе измерение — бизнесовое. Как упоминалось выше, заблокирован весьма лакомый актив — магистральный трубопровод, по которому на Украину поставляются бензин и дизель. Есть основания полагать, что именно с ним связаны и санкции по Медведчуку. Разберем эту историю подробнее. 

Связан ли Медведчук с нефтегазовой трубой?

Накануне введения санкций активизировались разговоры о том, что меры против Медведчука вводятся в связи с компанией «ПрикарпатЗападтранс», которую он якобы контролирует. На брифинге в СНБО Данилов о такой взаимосвязи прямо не заявил. Но то, что и компания, и народный депутат попали по сути в один санкционный список — факт красноречивый. К тому же секретарь Совбеза туманно намекнул, что «Западтранс» аффилирована с двумя украинцами (хотя чисто юридически ее учредители — иностранные компании). И ее нужно «вернуть государству». 

Попытки связать эту компанию с одним из руководителей ОПЗЖ идут уже несколько лет. Фирма обслуживает магистральный нефтепродуктопровод «Самара Западный», который проходит из России через Украину. По нему качают не сырую нефть, а дизель, бензин и тому подобное — с территории РФ, но в том числе так попадают на Украину и белорусские нефтепродукты. Они идут как на внутреннее потребление, так и для реэкспорта в Евросоюз. 

«Западтранс» управляет украинской частью трубопровода — примерно 400 километров — с 2017 года. Такое решение принял тогда Ровненский областной хозсуд. Тема с этим активом резко активизировалась на днях. 11 февраля, НАБУ вручило подозрение эксперту, чей вывод лег в основу судебного вердикта — по которому ООО «ПрикарпатЗападтранс» получило контроль над частью трубы. Эту часть ей продала российская компания «Транснефть». Расследование тянулось с того же 2017 года. Но, как видим, дошло до «пидозры» аккурат за неделю до введения санкций. 

Правда, само антикоррупционное ведомство ничего не говорило о принадлежности компании Медведчуку. Официально ей владеет резидент Швейцарии Анатолий Шефер. Само предприятие заявляет, что имеет кроме швейцарских, и белорусские инвестиции (один из акционеров — расположенный в Минской области «Нефтебитумный завод»). Однако в группе поддержки НАБУ — среди грантовых активистов — постоянно заявляли, что контролирует компанию лидер «Оппозиционной платформы». Также эту тему эксплуатировали на телеканалах Порошенко. Правда, не приводя никаких прямых доказательств. Косвенно же заявлялось, что фирмы Шефера когда-то заключали контракты с компанией «МБК Агротехника» жены Медведчука Оксаны Марченко. Других, более убедительных связей, не приводилось. 

В 2018 году Медведчук подал в суд на телеканал «Прямой». Телеведущие шоу «Закрытая зона» тогда объявили, что лидер ОПЗЖ контролирует нефтегазовый бизнес между Россией и Украиной. «И определенные сегменты межгосударственной торговли между Россией и Украиной именно в топливно-энергетическом секторе так или иначе контролирует Медведчук. В первую очередь это поставка дизельного топлива по нефтепроводу, которая контролируется близкими к Медведчуку людьми, и уже актуальная тема… сжиженный газ», — говорилось в передаче. 

Печерский суд признал эти заявления лживыми. «Прямой» пытался обжаловать приговор, но проиграл и апелляцию, и кассацию. Точку в этом деле 1 июля поставил Верховный суд. Но после того, как НАБУ объявило подозрение судебному эксперту, который выдал разрешение на передачу трубопровода компании «ПрикарпатЗападтранс», разговоры о роли Медведчука возобновились. Поэтому в тот же день — 11 февраля — «Оппозиционная платформа» сделала заявление, что отношения к ее лидеру эта фирма не имеет. «Заявляем, что ни Медведчук, ни члены его семьи не имели и не имеют никакого отношения к упомянутому активу, как и к поставкам и реализации дизельного топлива и сжиженного газа», — говорится в релизе партии. То есть, не исключено, что санкции против предприятия принимаются на основании не доказанной в судебном порядке связи с Медведчуком. 

Интересно, что это уже не первая атака на компанию, которая качает на Украину дизель и бензин. После прихода к власти Зеленского на поставки российского топлива были введены пошлины. Что спровоцировало дефицит осенью 2019 года. У президента говорили, что таким образом отвечают на последовавшие ранее «бензиновые» санкции России. Но в «ПрикарпатЗападтранс» ответили, что таким образом растет лишь дефицит и цены на внутреннем рынке. После чего вопрос решили, заполнив трубу топливом из Белоруссии, которое пошлиной не облагалось. Еще раз такие пошлины были введены в августе 2020 года. В СМИ тогда заявлялось, что офис президента ведет курс на «энергетическое обескровливание» Медведчука. 

Но в любом случае, новые санкции против компании, которая управляет «дизельным» трубопроводом, могут вызвать остановку импорта этого стратегически важного продукта. Даже безотносительно того, Медведчук его контролирует или кто-нибудь другой.