4 февраля в почтовый ящик премьер-министра Эрны Сульберг пришло следующее предупреждение: «Двигатели на судне, которое вы крестили, построил и обслуживал завод Bergen Engines… Новые же владельцы, насколько я могу судить, принадлежат к окружению российского президента. Полагаю, это надо проверить, чтобы убедиться, что продажа не скажется на безопасности королевства».
Предупреждение получила и газета Bergens Tidende.
Это произошло в тот же день, когда стало известно о продаже Bergen Engines российским инвесторам из компании TMH International. Бергенский турбинный завод в Хордвикнесете строил двигатели для главного норвежского шпионского корабля и занимается его техобслуживанием.
Имеется в виду высокотехнологичный корабль-шпион «Марьята». Он принадлежит разведывательной службе и следит за российской активностью в Баренцевом море.
Перспектива продажи Bergen Engines заставила многих депутатов стортинга задуматься о безопасности Норвегии.
«Не обнадеживает»
Помимо турбин для «Марьяты», компания Bergen Engines производила двигатели для ряда кораблей береговой охраны и занимается их техобслуживанием.
«Bergen Engines делает двигатели для кораблей, которые играют ключевую роль в безопасности страны. Очень важно, чтобы эта информация не попала не в те руки», — считает депутат от Рабочей партии Йетте Кристенсен (Jette Christensen).
Министерство торговли и промышленности заявило, что продажу завода рассматривает как сделку между коммерческими игроками.
Секретарь министерства Ларс Андреас Лунде (Lars Andreas Lunde) заявил, что вмешиваться в судьбу сделки министерство «не должно и не будет».
«Я не уверена, что есть четкий план действий. Заявления министерства торговли и промышленности никак не обнадеживают», — сказала Кристенсен.
Поэтому она считает, что к делу должно подключиться министерство обороны.
«Проведем должную оценку»
«Мы проведем должную оценку ситуации», — обещает министр обороны Франк Бакке-Йенсен (Frank Bakke-Jensen) от либерально-консервативной партии «Хёйре».
Он считает, что дело должно решаться в соответствии с законом о безопасности.
«Мы проверим, числится ли компания главным поставщиком или субподрядчиком и подпадает ли она по своему статусу под действие закона о безопасности», — заверил министр.
Йетте Кристенсен такой поворот не устраивает. Она считает, что статус предприятия роли не играет.
«Надо докопаться до сути. Завод делает и ремонтирует двигатели для вооруженных сил. А его может выкупить крупнейшая железнодорожная компания России», — говорит Кристенсен.
«Это то, чем занимается министерство обороны. И мы работаем над этим», — заключил Бакке-Йенсен.
Справка
С 1946 года компания Bergen Engines поставила более 7 тысяч корабельных и сухопутных турбин в страны по всему миру, из них около 4 тысяч все еще находятся в эксплуатации. Штат компании — 950 сотрудников, из которых 670 — в Бергене.