После нескольких недель домыслов мы теперь знаем, как администрация Байдена накажет Россию за отравление, арест и тюремный приговор лидеру российской оппозиции Алексею Навальному.
Объявленный 2 марта пакет санкций продуман и взвешен. В него вошли: санкции против девятерых человек, причастных к отравлению и задержанию Навального; санкции против семи компаний за распространение оружия массового поражения, применение химического оружия, участие в деятельности российского оборонного или разведывательного секторов; незначительно усиленные санкции в отношении экспорта определенных товаров в Россию в соответствии с требованиями Закона о химическом и биологическом оружии 1991 года; ужесточение ограничений на экспорт оружия; и новые полномочия отказывать в визах россиянам, причастным к программам Кремля по химическому оружию. Это немало и к тому же весьма оперативно.
Некоторые хотели бы видеть меры еще более жесткие, например, санкции против олигархов, близких президенту Владимиру Путину, как рекомендовала организация Навального Фонд борьбы с коррупцией (включен Минюстом России в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, — прим. ИноСМИ). Но сами по себе ни эти, ни какие-либо другие санкции не положат конец репрессиям российского правительства против Навального. К тому же это лишь первые меры администрации Байдена в ответ на многостороннюю агрессию Кремля против демократических институтов, а не последние.
Следует отдельно отметить несколько особенностей этого пакета.
Во-первых, он объединил в себе механизмы всего правительства США — от отказов в выдаче визы и ограничений на экспорт оружия до финансовых санкций министерства финансов и режима экспортного контроля министерства торговли, а также от исполнительной власти до санкционных полномочий Конгресса. Это говорит о том, что у администрации Байдена более скоординированный подход к сложным политическим вопросам, чем у администрации Трампа. Все эти меры призваны дополнять друг друга ради наибольшего эффекта.
В-третьих, этот пакет заслуживает доверия и надежен. Сообщается, что администрация Байдена пересматривает свою «российскую» политику. И хотя карательные санкции против российских миллиардеров стали бы понятной реакцией (и облегчением для многих наблюдателей), они чреваты непредвиденными последствиями (см. печальный опыт администрации Трампа с российским олигархом Олегом Дерипаской). Ошибка на раннем этапе может подорвать попытки администрации выработать последовательную и выполнимую политику против многочисленных агрессий Путина.
Это отнюдь не означает, что санкции против приближенных Путина или кремлевских «князьков» больше не рассматриваются. Они еще могут появиться, но для их разработки и проверки потребуется время. Не исключены и другие санкции — возможно, финансового характера.
Сегодняшний пакет от администрации Байдена — это надежный, основательный и быстрый ответ на продолжающиеся репрессии против Навального. За ним, вероятно, последует более широкий набор действий по решению стратегических вызовов Кремля — и, как предрекал советник по национальной безопасности Джейк Салливан (Jake Sullivan), в него войдут не только санкции.
Брайан О'Тул — старший научный сотрудник программы Атлантического совета по геоэкономике, бывший старший советник директора Управления по контролю за иностранными активами Министерства финансов США.
Дэниел Фрид — стипендиат Фонда Вейзеров и сотрудник Атлантического совета. Координатор санкционной политики при администрации Обамы, помощник госсекретаря по Европе и Евразии в администрации Буша и старший директор Совета национальной безопасности в администрациях Клинтона и Буша. Посол в Польше при администрации Клинтона.