— В результате посреднических усилий под эгидой ООН в Ливии открывается новая страница. После свержения ливийского лидера Муаммара Каддафи (Muammer Kaddafi) в 2011 году и политического разделения страны на две части в 2014 году впервые сделан конкретный шаг к примирению.
— Форум ливийского политического диалога, созданный по инициативе ООН, на заседании в Женеве в феврале этого года избрал бизнесмена-миллиардера Абдул-Хамида Дбейбу (Abdulhamid Dibeybe) премьер-министром, а бывшего посла Мухаммеда Менфи (Muhammed Menfi) председателем Президентского совета.
— Палата представителей, разделенная на два крыла, представляющих Триполи и Тобрук, впервые за многие годы, в начале этой недели, собралась в Сирте и на состоявшемся накануне заседании утвердила кабинет Дбейбы, состоящий из 26 министров. Важнейшая задача переходного правительства — подготовить страну к выборам, намеченным на 24 декабря.
— На выборах, состоявшихся в минувшем феврале, сюрпризом стало то, что Дбейба обошел кандидатов-фаворитов. Дбейба, принадлежащий к клану из Мисраты, получил инженерное образование в Канаде и руководил Ливийской компанией инвестиций и развития — государственной структурой, которая во времена Муаммара Каддафи занималась в том числе разработкой проектов массового жилья.
Можно ли обеспечить единство?
— В авангарде критики стоит тезис о том, что Абдул-Хамид Дбейба и Мухаммед Менфи, обошедшие тяжеловесов и взявшие на себя трудную задачу, не имеют надежной политической поддержки, чтобы суметь наладить ситуацию в стране. Кроме того, ходят слухи о том, что родственники Дбейбы, избранного в феврале с перевесом в несколько голосов, покупали голоса.
— Богатая нефтью Ливия в настоящее время совершенно расколота — от географии до армии, от природных ресурсов до правительственных институтов. В этой связи возникают вопросы, насколько премьер-министр Дбейба сможет объединить государственные институты и обеспечить мир в обществе, как он сможет справиться с террористической угрозой и своими противниками.
— Премьер-министр Правительства национального согласия, которое считалось законным ООН и поддерживалось Турцией, Фаиз ас-Саррадж (Fayiz es Serrac) передаст полномочия Правительству национального единства во главе с Дбейбой. Аналогичным образом сторонник незаконных вооруженных формирований Халифа Хафтар (Halife Hafter) и поддерживаемая им Палата представителей в Тобруке также перейдут под контроль сформированного правительства. Если ничего непредвиденного не произойдет, новой легитимной политической структурой в стране будет правительство Дбейбы.
Что будет с наемниками?
— На данном этапе ливийского урегулирования активную роль сыграло посредничество ООН. Однако ООН также хорошо понимает, насколько хрупок фундамент. По этой причине специальный посланник ООН в Ливии Ян Кубиш (Jan Kubis) призвал влиятельных фигур ливийской политики, а именно Халеда Мишри (Halid Mişri), Ахмеда Майтика (Ahmet Maytik), Фетхи Башагу (Fethi Başağa) и Хафтара, поддержать переходный процесс.
— Одна из самых серьезных проблем Ливии — присутствие иностранных наемников. В то время как Турция по запросу Триполи отправила в Ливию военных советников, у таких сторон, как Объединенные Арабские Эмираты, Россия, как утверждается, находятся в этой стране тысячи наемников. Несмотря на истечение срока, установленного ООН для вывода иностранных сил, этот призыв до сих пор не выполнен.
— Что касается соглашения о морских юрисдикциях в Средиземном море, которое Турция заключила с правительством Триполи в 2019 году, Дбейба поддерживает это соглашение. «Ливия благодаря соглашению с Турцией приобрела прекрасную долю своих прав на газ в Восточном Средиземноморье», — заявил он. Ожидается, что Турция будет сотрудничать и с новым правительством.
Одним словом, Ливия спустя годы пытается достичь согласия. При этом вызовов, как внутренних, так и внешних, очень много. Достижение единства и солидарности в этой стране, через которую Африка выходит в Европу, которая является важным транзитным пунктом в Средиземном море, может способствовать стабильности, безопасности как в Европе, так и в Средиземноморье. И этот путь заслуживает абсолютной поддержки.