В Сербии никто не высчитывает, какая вакцина ему достанется. Граждане просто отмечают в онлайн-анкете, какую хотят. Можно указать, что конкретных предпочтений по вакцинам нет, и это обычно ускоряет движение и так быстрой очереди. Эта быстрота поставила страну на шестое место в мире, согласно сопоставительной таблице Our World in Data, возглавляемой Израилем. Кроме того, согласно данным этого же списка, Сербия — вторая в Европе страна по количеству вакцинированных на 100 человек, 28,8% сербов уже сделали как минимум первую часть прививки. Кроме того, страна занимает четвертое место среди государств, больше всего вакцинировавших за последние семь дней. Однако Сербия не привлекла такого внимания, как Великобритания (37,1 процента населения, третья в мире и первая в Европе), связавшая прогресс программы с Брекситом. Средний уровень вакцинации в Европе составляет 10,9 процента.
Внимательный взгляд на сербскую анкету с четырьмя вариантами раскрывает геополитические подробности успеха. В стране прививают вакциной, разработанной американской Pfizer в сотрудничестве с немецкой BioNTech, препаратом англо-шведского гиганта AstraZeneca, вакциной китайской Sinopharm, а также российским «Спутником V». Другими словами, в стране применяют как две западные вакцины, одобренные ЕС, так и две вакцины, разработанные стратегическими соперниками Союза, так до сих пор и не получившими разрешения Европейского агентства лекарственных средств.
Эта ситуация необычна, и Белград не упускает возможности это подчеркнуть. Символично и то, что премьер-министр Ана Брнабич (Ana Brnabić), получившая образование в США, в декабре прошлого года стала первым европейским лидером, привившимся вакциной от Pfizer-BioNTech, в то время как русофил министр внутренних дел Александр Вулин (Aleksandar Vulin) отдал предпочтение «Спутнику V», а министр здравоохранения Златибор Лончар (Zlatibor Lončar) — разработке Sinopharm, вызывавшей больше всего вопросов.
При населении в семь миллионов человек в Сербии зарегистрировали полмиллиона случаев заболевания covid-19 и 4 тысячи 644 смертей. Вакцинация началась в январе, и, согласно официальной позиции, смогла не выйти за рамки исключительно здравоохранения благодаря разнонаправленной внешней политике, которая освобождает страну от геостратегических ограничений. Сербия — европейская страна, ведущая переговоры о вступлении в ЕС. Однако она остается одним из немногих балканских государств, не вступивших в НАТО (альянс бомбил страну 20 лет назад) и поддерживающих союзнические отношения с Россией и Китаем (инвестировал 4 миллиарда евро с 2011 года). Обе этих страны, благодаря постоянному членству в Совете безопасности, выступают против вступления в ООН Косово, бывшей сербской провинции, в 2008 году в одностороннем порядке заявившей об отделении.
Парадокс в том, что предполагаемый аполитизм вакцинации оказался очень даже политическим. Президент Александр Вучич заявил, что некоторые «восточные вакцины даже более надежны, чем западные». Кроме того, по его словам, он видел отчеты западных служб разведки, утверждающие, что китайская вакцина даже лучше. «Вучич, Путин и Си спасают Сербию» — это заголовок одного из таблоидов, который, как и все остальные в стране, поддерживает правительство.
Сербия станет первой европейской страной, где будут производить «Спутник V», процесс начнется в мае. Препарат Sinopharm в стране начнут производить в октябре на фабрике, построенной совместно с Китаем и ОАЭ. Эти вакцины будут продавать «в том числе по себестоимости» другим государствам региона, сообщил президент в прошлый четверг.
Пожертвования в регионе
Успех позволил Белграду сделать несколько дипломатических шагов. В декабре прошлого года Сербия объявила о распределении вакцины на севере Косово, где большинство жителей составляют сербы, в то время как в оставшейся части страны вакцины не было. Белград решил сделать шаг назад только после развернувшейся полемики. Сербия пожертвовала 4680 доз вакцины Северной Македонии, две тысячи — Черногории и десять тысяч — Боснии, где большинство жителей составляют боснийцы и хорваты, и это спустя четверть века после войны. «Я счастлив, что мы можем спасать жизни. […] Сербия ведет себя как друг и сосед», — сказал Вучич во время церемонии передачи препарата в аэропорту Сараево второго марта. Шефик Джаферович (Šefik Džaferović), член президиума Боснии, заявил: «Когда многосторонние механизмы подвели, президент Вучич сделал предложение, мы его приняли, и я еще раз его за это благодарю».
«Пожертвования странам-соседям — важнейший элемент публичных отношений, создающих образ Вучича как сильного регионального лидера, — написала в своем электронном письме Майда Рудж (Majda Ruge), старший аналитик Европейского совета по международным отношениям. — В регионе существует представление, что ЕС опять подвел своих ближайших соседей. Информация о том, что он хранит десять миллионов доз и не использует их, не помогает улучшить ситуацию». Семь дней спустя после событий в Сараево министр иностранных дел Боснии Бисера Туркович (Bisera Turković) в ходе пресс-конференции в Берлине со своим немецким коллегой Хайко Маасом (Heiko Maas) заявила о «справедливом недовольстве» граждан своей страны тем, что они не получили «ни одной» дозы через Covax, международный механизм, призванный предоставить развивающимся странам доступ к вакцинам, несмотря на то, что уже предварительно заплатили за 1,2 миллиона доз. В Боснии вакцинация проводится только в сербском регионе предоставленным Белградом «Спутником V». В начале этого месяца страна вновь ввела частичный режим изоляции из-за загруженности больниц, а в прошлый вторник зарегистрировала рекордное количество случаев заболевания. В Северной Македонии, где 70 процентов случаев заболевания приходится на британский штамм, вновь ввели комендантский час.
Однако сербское чудо вакцинации может столкнуться с дезинформацией. Миллионы граждан страны еще не зарегистрировались на вакцинацию. Согласно докладу, составленному в декабре Консультативной группой по политике на Балканах в Европе, основанной Европейским фондом для Балкан и Центром исследований Юго-Восточной Европы Университета Граца (Австрия), в регионе «большинство не планирует вакцинировать», а конспирологические теории о пандемии обладают «поразительно высоким» авторитетом. Успех кампании сопровождался повышением числа заболеваний. Как признает глава ВОЗ в Сербии Мариян Ивануша (Marijan Ivanuša), это частично объясняется снижением строгости соблюдения ограничений.