«Позор!» — воскликнула Адель Энель, выйдя из зала в прошлом году. Актриса не могла смириться с тем, что лучшим режиссером выбрали обвиненного в сексуальной агрессии Романа Полански. Как бы то ни было, в прошлую пятницу никто в «Олимпии» не выражал возмущения, хотя зрелище еще никогда не было таким удручающим. Дело в том, что большинство зрителей посчитало последнюю церемонию самой позорной за всю историю «Сезар». Многие были возмущены низкопробным юмором и политизацией мероприятия.
Ведущая Марина Фуа нелестно отозвалась о церквях (но не о храмах других религий) и о решении правительства оставить их открытыми, тогда как театры под замком на протяжении около одного года. Юморист Венсан Дедьен в свою очередь решил бросить вызов знаменитому аргументу о «разделении человека и артиста», позволив себе странное сравнение с Гитлером. «Такое впечатление, что на церемонии «Сезар» этим вечером больше политики, чем на митинге «Непокоренной Франции», — подвел итог один из пользователей Twitter. Присутствовавшая в зале министр культуры Розлин Башло была вынуждена 3 с половиной часа выслушивать жалобы узкого круга парижской художественной элиты.
Бесконечное нытье быстро вызвало раздражения даже в широкой киносреде. В субботу в эфире RTL Жерар Жюньо с сожалением отметил эгоизм и эгоцентризм некоторых требований: «Не нужно делать вид, что в это время страдают одни лишь артисты». Почетный лауреат премии «Сезар» также не стал скрывать недоумения насчет общей темы вечера: «Там не хватало юмора и легкости. Не это вызовет у людей желание вернуться в кино».
«Сезар» для Адамы Траоре?
Жану-Паскалю Зади, наверное, следовало бы ограничиться шутками. Лауреат «Сезар» как лучший молодой актер навлек на себя гнев части зрителей за то, что почтил память Адамы Траоре. Эрик Нолло насмешливо отозвался о приеме, который оказывают насильникам на сцене «Сезар»: он сильно меняется из года в год. Зади также критиковал французское общество за прославление статуями исторических деятелей, которые активно участвовали в преступлениях против человечности.
Такая риторика повторяет тезисы индихенистов к вящему удовольствию новой академии «Сезар». После прошлогодней полемики вокруг господина Полански и так называемого дефицита расового разнообразия организация объявила летом 2020 года об обновлении рядов. Было заменено все жюри за исключением 18 «исторических» членов. Нового председателя Вероник Кайлу избрали в сентябре, после чего она заявила о намерении придумать новую модель для реализации паритета и разнообразия.
«Эта женщина ни в чем нас не представляет»
Она раньше уже привлекала к себе внимание выступлениями в поддержку «желтых жилетов» и компартии, а теперь поставила перед собой цель встать на защиту театральных работников. Для этого она вышла в облитом бутафорской кровью платье и разделась, продемонстрировав надписи на теле: «Нет культуры, нет будущего» спереди и «Верни нам искусство, Жан» сзади. Эта акция была в штыки воспринята теми, кому она в теории должна была бы помочь. «Эта женщина ни в чем нас не представляет», — говорит один из них, сожалея о том образе, который был создан в его профессии на «Сезар». Многие зрители раскритиковали вульгарность поступка Корины Масьеро, которая в воскресенье ответила им в газете «Паризьен». По ее словам, недовольство ее персоной является отражением «патриархальности общества»…
Отметим, что нынешняя церемония собрала аудиторию всего в 1,6 миллиона зрителей на Canal +, что стало худшим результатом за последние 10 лет. В числе причин отсутствия интереса люди называли ее полную оторванность от французов, в частности в санитарном плане. Все крупнейшие мировые церемонии уже не первый месяц проходят исключительно в дистанционном режиме, и некоторые не поняли разрешения на проведение «Сезар» в зале.
«Олимпия» должна быть закрыта, но в пятницу вечером там находилось не менее 150 человек. Ношение маски на сцене не было обязательным, а защитные меры к концу вечера окончательно перестали соблюдать. Фанни Ардан даже обняла Сами Буажилу, который вышел получать премию за лучшую мужскую роль. «Они живут в другом мире», — говорит присутствовавший на церемонии художественный директор. Символом ее полного упадка стал тот факт, что режиссер Альбер Дюпонтель, чей фильм «Счастливо оставаться» был удостоен целых семи наград, даже не посчитал нужным появиться…