Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Dziennik Gazeta Prawna (Польша): россияне берут под контроль белорусский транзит

© РИА Новости Алексей Никольский / Перейти в фотобанкВ.Путин совершил рабочую поездку в Ленинградскую область
В.Путин совершил рабочую поездку в Ленинградскую область - ИноСМИ, 1920, 23.03.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Как только Лукашенко пригрозил литовцам прекратить транзит в ответ на санкции, россияне предложили свои порты для перевалки белорусских нефтепродуктов. В планах россиян получить контроль над белорусскими активами. А серьезные российские инвестиции в эту отрасль будет представлять опасность для Польши как конкурента Белоруссии.

Еще в августе прошлого года Александр Лукашенко начал пугать Литву, что лишит литовские порты белорусского транзита. Сейчас, спустя полгода, белорусы действительно перенаправили свои нефтепродукты в Россию и объявили, что подумают о таком же маневре в отношении других товаров. При этом карты раздает вовсе не Минск.

Тема перевалки белорусской экспортной продукции, в первую очередь топлива и калийных удобрений, на протяжении многих лет была предметом переговоров между Россией и Белоруссией. Белорусы традиционно пользовались преимущественно портами стран Балтии, но это расходилось с интересами россиян. С одной стороны, на транспортировке и перевалке белорусской продукции не зарабатывали российские компании, а с другой — Белоруссия гарантировала себе определенную независимость от России в стратегических сегментах экономики.

Возможность склонить белорусов пойти на уступки появилась летом прошлого года, когда Лукашенко фальсифицировал результаты выборов и развернул массовые репрессии против протестующего общества. Минские власти лишились возможности лавировать между Западом и Россией, будущее режима зависело от поддержки Кремля. В итоге, когда Лукашенко пригрозил литовцам, что ответит на антибелорусские санкции отказом от транзита, к игре моментально подключились россияне. Им понадобилось всего шесть дней, чтобы устами министра энергетики Александра Новака заявить о готовности запустить переговоры между соответствующими ведомствами на тему перевалки белорусской продукции. Переговорный процесс быстро перевели на уровень конкретных компаний.

Договор был подписан 19 февраля, хотя до последнего момента казалось, что белорусы будут стараться затянуть этот процесс. В договоре прописаны объемы и виды белорусских нефтепродуктов, которые будут перегружаться в российских портах, а также экономические условия такого сотрудничества. Белорусы обязались ежегодно бронировать конкретные перевалочные мощности по принципу «бери или плати». Взамен они получили гарантированные ставки, призванные компенсировать потери Белоруссии, связанные с менее удобной логистикой поставок. Договор уже вступил в силу, а в начале марта в Петербург («Петербургский нефтяной терминал») и Усть-Лугу («Портэнерго») поступили первые партии белорусских нефтепродуктов.

Что это означает на практике? Во-первых, от этой операции страдают литовские порты, при этом белорусы пока сохраняют возможность экспортировать свою продукцию через Латвию и Эстонию (на это указывает как текущая рыночная ситуация, так и соответствующие пункты договора). В особенности убытки несет компания «Клайпедос нафта» (владелец и оператор терминалов нефтепродуктов в Клайпеде), в меньшей степени — Литовские железные дороги, которые обеспечивали транспортировку продукции в порт. Они, конечно, продолжат работать и дальше, но им придется столкнуться с падением доходов или даже пересмотреть стратегию развития и инвестиционные планы. Достаточно сказать, что доля белорусской продукции в общем объеме оборота терминалов «Клайпедос нафта» составляла несколько десятков процентов.

Во-вторых, следует ожидать, что россияне постараются усилить контроль над белорусской экономикой. Вероятнее всего, подписанный недавно договор будет продлеваться (он действует до конца 2023 года), при этом объемы перевалки в российских портах будут увеличиваться, а в латвийских и эстонских — уменьшаться. Более того, Россия, скорее всего, захочет получить ключевые белорусские активы. Уже сейчас идут разговоры о приватизационных планах Лукашенко и о том, что россияне могут войти в акционерный капитал компании «Гродно Азот». Кто знает, не начнут ли появляться в ближайшее время аналогичные сообщения на тему НПЗ «Нафтан» из Новополоцка, с которым интегрирован нефтехимический завод «Полимир». В ближайшие годы этому комплексу потребуются серьезные инвестиции, на которые сейчас не хватает средств. Это идеальная ситуация для российских концернов, уже ранее примеривавшихся к вышеуказанным активам.

В-третьих, следует задуматься о последствиях для польского бизнеса. Уход белорусского топлива из Клайпеды выгоден для компании «Орлен». Принадлежащее полякам нефтеперерабатывающее предприятие в Мажейкяй получит сейчас более сильную переговорную позицию, чем литовские партнеры. В долгосрочной перспективе, однако, усиление зависимости Белоруссии от России может представлять опасность. Возможный приход российского капитала в очередные белорусские концерны обеспечит их средствами для проведения модернизации и расширения производства, а также гарантирует поставки сырья на выгодных условиях. Это будет иметь существенное значение для польских компаний, чьим непосредственным конкурентом выступает Белоруссия.