Больше года прошло с момента назначения нового правительства. С одной стороны, экономика страны выстояла во время сложного периода пандемии. С другой стороны — за этот год ничего принципиально не изменилось. Функционирование правительства без программы — это все равно, что движение без стратегии, то есть топтание на месте.
Несмотря на то, что внешнеэкономический курс страны направлен на евроинтеграцию, общество не почувствовало повышения стандартов жизни. Деформированность социальной политики вызвана внутренней фасадностью шагов, то есть без принципиального изменения системы. Чрезмерная олигархизация и монополизация уже не первый год искажают результаты евроинтеграционных устремлений. Тарифные майданы, последние акции у офиса президента — все это является результатом вакуума диалога и отсутствия видения будущего. Это позволило наполнить медиапространство антизападными нарративами.
Однако, при поиске причин, необходимо обратить внимание не только на геополитическую заинтересованность, собственно, Российской Федерации в распространении определенных тезисов и в некоторой степени дестабилизации ситуации, но и на малые шаги со стороны Запада навстречу Украине. Такая ситуация может действительно привести к фазе «отката». Тогда можно будет забыть о таких ценностях, как демократия, верховенство права, равных условиях для всех, построении общества заботы и справедливости, уважении к себе и другим.
Необходимо понимать, что у каждой страны есть национальные интересы. Собственные экономические интересы всегда будут доминировать над интересами других. Это нормально и естественно. Но в поиске партнеров на международной арене, мы почему-то забываем о прагматичном подходе, позволяя устанавливать слишком асимметричные отношения и тем самым способствуя усилению антизападных нарративов. В то же время, Запад как бы «забывает» о нас и видит только рыночные возможности. Никто не говорит о пересмотре Соглашения об ассоциации, о возможности доступа к структурным фондам и о возможном членстве в ЕС. Вместо этого, нам обещают «промышленный безвиз» и открытое небо, но вводят при этом стандарты «углеродного следа» и таким образом отодвигают возможность интеграции экономик. Разрушение производственных цепей, отсутствие привлечения к мировому разделению труда толкают нас в сторону аграризации экономики. Объемы же технической помощи у нас самые маленькие среди всех стран Европы.
Свидетельствует ли это о том, что мы должны перейти к фазе «отката»? Ответ — нет. Однако, мы должны решить ряд внутренних и внешних вопросов и построить конструктивный диалог. Иначе — это действительно путь в небытие. Соответственно, необходимо обратить внимание на следующее:
Неудовлетворенность украинцев нынешним курсом объясняется разочарованием общества, которое, в первую очередь, ожидает улучшения качества жизни в результате проведения реформ на Украине. К сожалению, ключевые реформы носят «фасадный» характер — то есть меняется форма, но не суть. Однако, последние решения и действия президента свидетельствуют о том, что все-таки эта «фасадность» может превратиться в сущностные изменения. Процесс будет долгим, но есть надежда, что народ Украины все-таки сможет стать реальным стейкхолдером.
Евроинтеграционный процесс Украины достаточно сложен. В свою очередь, «дорожная карта» является уже достаточно устаревшей и не соответствует современным реалиям. Малые шаги Запада, смещение фокуса внимания европейских партнеров и доминирование экономических интересов «размывают» интеграционные перспективы Украины. Это требует выработки более прагматичного подхода к внешней экономической политике нашей страны и пересмотра Соглашения об ассоциации с ЕС с целью большей поддержки.
Ошибки же чиновников на этом пути всегда были, есть и будут. Но главное — двигаться вперед, признавать ошибки, но не перекладывать ответственность. Иначе, можно превратиться в никому не нужное «государство-неудачник» и ресурсный придаток. К тому же, полагаясь на власть, все же, надо не забывать время от времени менять и себя.