В ночь с 19-е на 20 марта 2021 года в «Ресми газете» (Resmi Gazete, официальном правительственном вестнике Турции — прим. ред.) было опубликовано два важных президентских указа.
В одном из них говорилось о снятии с должности назначенного четыре месяца назад председателя Центрального банка Турции Наджи Агбала (Naci Ağbal), а в другом — о том, что президент Тайип Эрдоган вышел из Стамбульской конвенции по борьбе с насилием в отношении женщин.
Даже я при своих весьма скудных знаниях экономики догадывался, что в понедельник, 22 марта 2021 года, рынки откроются негативной финансовой картиной.
Что и следовало ожидать. Доллар взлетел, а Стамбульская фондовая биржа достигла дна.
А когда вы снимали с должности только за повышение процентных ставок «надежного» человека, которого с таким шумом назначили четыре месяца назад, что, вы думали, произойдет в стране, чьи резервы настолько мизерны, чья экономика ходит по лезвию ножа?
Альберту Эйнштейну приписывают следующее высказывание: «Безумие — делать одно и то же, и каждый раз ожидать иного результата».
Как, несмотря на весь негативный опыт прошлых лет, меняя вдруг в полночь человека, сидящего в таком критически важном кресле, можно ждать иного, положительного результата?
Теперь выходят и говорят: «Мы подверглись финансовой атаке извне».
Если имеет место финансовая атака на турецкую экономику, есть ли необходимость искать ее главного виновника вовне?
— Кто не принимает никаких структурных мер в экономике (не говоря уже о том, чтобы делать это своевременно)?
— Кто ликвидировал независимость Центрального банка, сменил трех его председателей за 20 месяцев?
— Кто транжирил резервы?
— Кто взвинтил расходы на гарантированное казначейством сотрудничество государства и частных компаний, кто вложил миллиарды долларов в дороги / мосты, аэропорты, больницы, которые не используются должным образом?
— Кто не соблюдает процедуру торгов, внеся в Закон о государственных закупках десятки исключений, и позволяет выполнять работы втридорога?
— Кто буквально погрузил фермеров в кому, импортируя даже предметы первой необходимости?
— Кто безрассудно швырялся государственными средствами, превратил страну в рай служебных автомобилей и дворцов?
— Кто своей убогой внешней политикой виновен в том, что уже не осталось страны, с которой можно заключить соглашение об обмене валют (своп)?
— Кто понижает и повышает процентные ставки, когда вздумается?
— Кто заставляет Институт статистики Турции обнародовать желаемые данные?
— Кто совершил множество действий, противоречащих принципам правового государства, которые больше всего востребованы иностранными прямыми инвесторами, отдалился от Европейского союза, международных организаций?
Конечно же, вы!
Пожалуйста, не издевайтесь над человеческим разумом.
Если и есть финансовая атака на турецкую экономику, то смотрите не вовне, а в зеркало!
И еще одно замечание.
В ходе кризиса 2001 года, когда глава Центрального банка Гази Эрчель (Gazi Erçel) купил долларов на 53 миллиарда турецких лир (ныне — 53 тысячи лир) за два дня до девальвации (19 февраля 2001 года), был страшный переполох. Действительно ли в минувшие четверг и пятницу, 18 и 19 марта, было куплено в три раза больше долларов, чем обычно?
И кто купил эти доллары?
Когда появятся ответы на эти вопросы, у нас может возникнуть представление об источнике этой «атаки».
Спасет ли нашу экономику смена кабинета министров?
Наш старший коллега, журналист Сюрейа Орал (Süreyya Oral) привел интересный пример на этот счет. Один цирюльник постоянно делал порезы на коже своих клиентов. Он сменил бритву, лезвие, пену — ничего не помогло. Один внимательный клиент, наконец, нашел источник проблемы: у цирюльника дрожали руки.
Аналогичную ситуацию напоминает проблема смены кабинета министров.
Мы видели это на примере Центрального банка. За последние 20 месяцев Четинкая (Çetinkaya) ушел, пришел Уйсал (Uysal), ушел Уйсал, пришел Агбал (Ağbal), ушел Агбал, пришел Кавджиоглу (Kavcıoğlu).
А что изменилось?
Возможно, проблема вызвана другой причиной?