В конечном итоге AstraZeneca поставила 30 миллионов обещанных европейцам доз после заявления в конце февраля о том, что не сможет выпустить предполагавшийся объем в 120 миллионов. «К концу недели AstraZeneca будет поставлено 29,8 миллиона вакцин с 1 января при 67,5 у Pfizer-BioNTecH и 9,8 у Moderna. Таким образом, в общей сложности речь идет о 107 миллионах доз», — сообщили 31 марта в Еврокомиссии.
Всего две недели назад на этот счет были большие сомнения. «Совету директоров AstraZeneca пора принять ответственность и сделать все необходимое для выполнения AstraZeneca своих обязательств», — написал в Твиттере 11 марта еврокомиссар по вопросам внутреннего рынка Тьерри Бретон. У него возникли подозрения насчет стремления компании экспортировать в Великобританию произведенные на территории Европы дозы (они должны быть зарезервированы для стран-членов), и он даже предложил Риму провести инспекцию итальянского завода AstraZeneca в Ананьи.
Это было 20 марта. Если верить AstraZeneca, из 29 миллионов вакцин, которые хранились в Ананьи, 16 миллионов были предназначены для ЕС, а 13 миллионов — для бедных стран в рамках механизма солидарности Covax. Объяснения не убедили Эммануэля Макрона: 25 марта президент Франции приветствовал тот факт, чтобы вакцины были «арестованы и не экспортированы». «Очень похоже, что эти дозы были предназначены для Великобритании», — заявил в тот же день евродепутат Паскаль Канфен (Pascal Canfin).
«Ничто не мешает обойти Covax»
Из этого числа зарезервированных для ЕС вакцин AstraZeneca впоследствии направила 11 миллионов странам-членам и намеревается поставить еще 5 миллионов в начале апреля. В то же время, «совершенно неясно, что компания собирается сделать с 13 миллионами, которые, как утверждается, зарезервированы для Covax», — подчеркивает высокопоставленный европейский чиновник.
Созданный 1 февраля механизм экспортного контроля, который должен помешать AstraZeneca продать Великобритании предназначенные для Европы вакцины, не затрагивает поставки в рамках Covax. У Брюсселя нет никакой возможности удостовериться, что предприятие на самом деле намеревается отравить указанные вакцины в охваченные программой государства. «В сети оказалась прореха, и ничто не мешает обойти Covax. Нужно было бы, чтобы предприятия сообщали от таких поставках, и страны-получатели подтверждали поступление вакцин», — продолжает источник.
«Мы категорически опровергаем утверждения о том, что зарезервированные для Covax дозы предназначены для других стран», — уверяет предприятие. Высокопоставленный источник уверяет, что расфасовка этих 13 миллионов доз производилась в Италии по промышленным соображениям. «Если бы AstraZeneca хотела обойти Covax, она бы сделала это не с европейской территории, где она находится под пристальным надзором», — добавляет он.
Потребности Лондона
В любом случае, Великобритания, как и Европа, столкнулась с невыполнением планов со стороны AstraZeneca: она получила всего 11 миллионов доз, 10 миллионов из которых были произведены на британской территории, а еще один — на европейской до введения экспортного контроля. Кроме того, Индия, где сейчас наблюдается обострение санитарной ситуации, недавно зарезервировала для себя 5 миллионов доз AstraZeneca, которые должны были быть отправлены в Великобританию.
В таких условиях, для продолжения вакцинации британцам еще больше необходима выпускаемая в Европе вакцина Pfizer-BioNTech. «Никакая вакцина не покинет территорию ЕС, пока AstraZeneca не выполнит свои обязательства», — уверяет Тьерри Бретон. Как бы то ни было, сейчас европейцы нуждаются в Лондоне: пока они не нашли альтернативу, им не обойтись без липидов с британского завода, которые используются для производства вакцины Pfizer-BioNTecH.
Брюссель и Лондон начали переговоры для более эффективной координации усилий и предотвращения вакцинной войны, от которой могли бы пострадать обе стороны. Они понимают, что в текущих условиях их санитарное будущее тесно связано.