— В четвертом квартале ВВП сократился на 1,8%, опровергнув прогнозы о спаде в 2,2%
— Центробанк в рамках борьбы с инфляцией начал повышать учетные ставки
Российская экономика продолжает оправляться от вызванной пандемией рецессии в четвертом квартале 2020 года. Экономический спад постепенно замедляется, поскольку президент Владимир Путин решил не вводить второй общенациональный локдаун.
В четверг Федеральная служба государственной статистики сообщила, что ВВП в четвертом квартале сократился на 1,8% по сравнению с прошлым годом. Это меньше, чем предсказывали экономисты, прогнозировавшие сокращение в среднем на 2,2%. Росстат заявил, что прогноз по сокращению за весь год пересмотрели и уменьшили с 3,1 до 3%, также обновив данные за предыдущие кварталы.
Экономика крупнейшего в мире экспортера энергоресурсов в прошлом году сократилась меньше, чем во многих других странах того же уровня, поскольку Россия после локдауна смягчила ограничительные меры против covid-19. Кроме того, ее сфера услуг занимает довольно незначительную долю в общем объеме производства.
Инфляция, которую подхлестнул рост цен на продовольствие в мире и слабый рубль, еще больше ускорилась на фоне роста потребления, из-за чего Банк России в прошлом месяце впервые с 2018 года повысил учетные ставки, не исключив при этом дальнейшие повышения.
Правительство понизит свой прогноз по росту экономики на 2021 год с показателя 3,3%, потому что Росстат сообщил о меньшем сокращении за прошлый год. Об этом в четверг заявил министр экономики Максим Решетников. По его словам, в первом квартале показатели будут примерно такие же, как за последние три месяца 2020 года.
Что говорят наши экономисты:
Скотт Джонсон (Scott Johnson), Bloomberg Economics:
После неожиданно маленького сокращения в 2020 году подъем расширяется благодаря снижению заболеваемости, успехам вакцинации и повышению цен на нефть. Вирус остается серьезной угрозой. До нормального состояния еще далеко, но объемы производства к четвертому кварталу могут вернуться к доковидному максимуму.
Российское правительство сворачивает меры поддержки, введенные во время пандемии, и в этом году планирует увеличить расходы на инфраструктуру, в том числе воспользовавшись средствами из своего фонда благосостояния объемом 182 миллиарда долларов. По словам министра финансов Антона Силуанова, деньги из фонда начнут поступать в первой половине текущего года, составив в сумме за трехлетний период один триллион рублей (13 миллиардов долларов) или около 1% валового продукта России.
При текущих нефтяных ценах рост экономики за год может составить около 2,5%, сказала специалист по бюджету Александра Суслина, работающая в московском аналитическом центре Экономическая экспертная группа.
«Экономика медленно восстанавливается, — объяснила она. — Расходы из фонда благосостояния поднимут экономические показатели, но не выведут Россию на новый уровень роста. Эффект будет мимолетный».
Слабость рубля и всплеск инфляции приведут к дальнейшему снижению уровня жизни россиян. Реальные доходы населения по-прежнему примерно на 10% ниже уровня, достигнутого до путинской аннексии Крыма в 2014 году, которая привела к международным санкциям.
Правительство решило контролировать цены на некоторые основные продукты питания в попытке обуздать инфляцию, которая в феврале росла самыми быстрыми с 2016 года темпами. По оценкам Центробанка, рост потребительских цен 15 марта достиг 5,8%.
Страны Европы переживают третью волну covid-19, из-за чего некоторые правительства снова вводят режим самоизоляции. Но Россия продолжает снимать ограничения, поскольку показатели заболеваемости снижаются. Тем не менее официальная кампания массовой вакцинации пока не находит особого отклика среди населения.
Путин дал указание начать вакцинацию еще в декабре, но первой дозой вакцины в стране привилось всего 4,3% населения. В Турции этот показатель составляет 11%, в США почти 30%, а в Британии около 50%.
«Поскольку доля привитого населения по-прежнему мала, в Россию может прийти губительная третья волна, которая сведет на нет перспективы экономического подъема, — сказала аналитик из лондонской Emerginomics Татьяна Орлова. — На мой взгляд, колебания населения в вопросе вакцинации — это существенный риск для экономического прогноза в ближайшей перспективе».
При участии Зои Шиловой (Zoya Shilova).