Демонстративно преследуя русских шпионов, Болгария постепенно и последовательно достраивала «Балканский поток» — ответвление «Турецкого потока», по которому российский газ идет в обход Украины.
Незадолго до полуночи Бойко Борисов — премьер-министр, который с небольшими перерывами правит в Болгарии с 2009 года, — выступил с обращением на своей странице в сети фейсбук. Засучив руки в карманы и не обращая внимания на падающий снег, премьер и лидер партии ГЕРБ («Граждане за европейское развитие Болгарии») предложил оппонентам мир и создание экспертного правительства, которое возьмет на себя ответственность и до декабря сделает все, чтобы выйти из пандемии и следовать дальше.
Миролюбивый тон и предложение Борисова по «экспертному правительству» вряд ли кого-то ввели в заблуждение. Его намерения очевидны — остаться у власти и по возможности избежать досрочных выборов. Формально коалиция ГЕРБ и Союза демократических сил (СДС) в пятый раз выигрывает выборы, получив более двадцати шести процентов голосов (по данным обработки почти девяноста девяти процентов протоколов). Но может случиться так, что ни одна из возможных партийных коалиций в стенах парламента не наберет достаточное количество голосов для формирования правительства.
И тогда неизбежны досрочные выборы, где ГЕРБ имеет все шансы получить худший результат — и уйти в оппозицию.
Победа на фоне протестов
Ключевая проблема ГЕРБ состоит не в том, что партия набрала меньше голосов, а в том, что она осталась почти без союзников.
После выборов 2017 года у власти была коалиция ГЕРБ и Объединенных патриотов (альянс партий националистической направленности, основу которых составляли ВМРО — болгарское народное движение и «Атака»). В 2019 году после исключения «Атаки» из коалиции она фактически потеряла большинство. Впрочем, ГЕРБ остался у власти, опираясь на неформальные договоренности и ситуативное голосование.
Эту систему окрестили как «ГЕРБ плюс костыли». Под «костылями» понимали как официальных союзников по коалиции, так и неофициальных, партию «Воля» и главное — Движение за права и свободы (ДПС). ДПС, представляющее турецкое меньшинство, благодаря стабильному электорату и гарантированному прохождению в парламент для болгарской политики — больше, чем просто партия. Она была и остается основой формальных и неформальных правительственных коалиций. И неважно, кто находится у власти, социалисты (БСП) или ГЕРБ, — ДПС всегда рядом.
В то же время лидеры ДПС, почетный — Ахмед Доган и нынешний — Делян Пеевский, считаются лидерами болгарских закулисий и символом коррупции. Пеевский к тому же еще и медиамагнат, активно использующий медиа как политическое орудие.
Именно летом прошлого года с неудачной попытки одного из лидеров «Демократической Болгарии» Христо Иванова попасть на пляж, расположенный рядом с резиденцией Догана, начались массовые акции протеста.
Демонстранты, среди которых было немало молодежи, требовали отставки правительства Борисова и главного прокурора страны Ивана Гешева. Борисов отправил в отставку трех министров и предложил популистский проект конституционной реформы (который, в частности, предлагал сокращение количества депутатов парламента).
Протесты продолжались вплоть до поздней осени, пока усталость, плохая погода и ухудшение ситуации с заболеванием коронавируса не привели к их угасанию. Но свой след они оставили, потому что именно на этих событиях поднялись некоторые из победителей нынешних гонок.
Дополнительным фактором, который способствовал падению популярности ГЕРБ, стала неудачная борьба с пандемией covid-19. Разговоры о «болгарской модели» борьбы с коронавирусом диссонировали с реальным состоянием дел. Недовольство болгарскими властями звучало и со стороны Брюсселя и Вашингтона.
ГЕРБ без «костылей»
Все это не могло не отразиться на итоговом результате как правящей партии, так и его основных союзников, и оппонентов.
На выборах, прошедших четвертого апреля, блок ГЕРБ-СДС получил большинство голосов, но, похоже, потерял «костыли». Националистические партии, в частности ВМРО — Болгарское национальное движение и «Атака» не попадают в парламент.
Да и самому ГЕРБ не помогли ни развернутая политическая кампания против Северной Македонии, ни вовремя обнаруженные русские шпионы.
По сравнению с 2017 годом Борисов и компания потеряли около восьмисот тысяч голосов.
На втором месте находится партия шоумена Слави Трифонова «Има такъв народ» («Есть такой народ»), получившая около восемнадцати процентов и к которой отошли потерянные голоса ГЕРБ и социалистов. Блок «БСП для Болгарии» также потерял немало голосов и занял третье место с пятнадцатью процентами голосов. Также четырехпроцентный барьер преодолели блок «Демократическая Болгария» (9,5%), Движение за права и свободы (10,3%) и блок «Вставай! Мафию долой!» (4,7%).
Наиболее болезненной стала потеря столицы.
После двенадцати лет господства в Софии ГЕРБ проиграл. Протесты не прошли даром. Большинство жителей столицы поддержали правый блок «Демократическая Болгария», в то время как правящая партия заняла лишь второе место, на третьем — партия «Есть такой народ».
Свое веское слово сказала и диаспора, фактор, который ярко проявил себя и в Румынии, и в Молдавии.
Большинство зарубежных болгар, а их около ста восьмидесяти тысяч, поддержали партию Слави Трифонова и «Демократическую Болгарию». Герб-СДС занял лишь четвертое место.
Поражение друзей РФ
Теперь Болгарию ждет самое сложное.
Самостоятельно сформировать правительство ГЕРБ не в состоянии. Голосов ДПС также может не хватить, а к тому же такой мезальянс может привести к определенным внутренним и внешним осложнениям.
Тройка новичков, прошедших в парламент: «Есть такой народ», «Демократическая Болгария» и «Вставай! Долой мафию!» — пока не настроены создавать коалицию ни с ГЕРБ, ни с БСП, но и их голосов в совокупности также может не хватить для формирования правительства.
Ситуацию усугубляет не только пандемия коронавируса.
Возможное промедление с формированием правительства может осложнить получение очередного транша из фондов ЕС и путь в еврозону.
Поэтому идея Борисова о создании «экспертного» правительства как компромиссное решение может найти определенную поддержку. А это дает действующему премьеру как опытному политическому игроку шанс на сохранение власти.
Впрочем, часть болгарских экспертов предсказывает досрочные выборы,
Для Украины результаты парламентских выборов в Болгарии имеют определенный позитив.
Болгарская социалистическая партия, которая неоднократно выступала за снятие с России санкций, потеряла часть своих позиций и статус главной оппозиционной партии. Вне парламента — и ультраправая «Атака», которая откровенно защищала интересы РФ.
Зато партии-новички придерживаются антикоррупционной, но преимущественно проевропейской риторики.
Впрочем, несмотря на фактическое поражение БСП, полностью игнорировать российский фактор не удастся. Основой внешней политики Бойко Борисова был «геополитический шпагат» между Западом и РФ.
Демонстративно преследуя русских шпионов, Болгария постепенно и последовательно достраивала «Балканский поток» — ответвление «Турецкого потока», по которому российский газ идет в обход Украины.
Так какой же будет новая внешняя политика Болгарии и вообще будет ли она новой, пока неизвестно.