Происходящее вокруг вакцины «Спутник V» в ЕС говорит о многом, но, пожалуй, особенно ярко эти события иллюстрируют то, насколько кое-кто уверовал в собственную же пропаганду. Если для большинства людей пандемия — это огромная проблема, и некоторые борются за жизнь и дальнейшее существование, то для фармацевтических компаний пандемия — лучший и самый привлекательный товар в мире. Прибыли им гарантированы, спрос превышает предложение, и конкурентная борьба ведется в полную силу, потому что пандемия не изменила капитализма, который использует все, включая человеческое здоровье.
На мировом рынке представлены несколько вакцин, и одна из них — российская вакцина «Спутник V», которая была разработана первой в мире, но распространяется не частной компанией, а государством. Сейчас этой вакциной прививают в нескольких десятках стран по всему миру, но в Европейском Союзе вакцина столкнулась с проблемами формального, политического и медиа-характера. Политики, журналисты и разнообразные эксперты считают применение российской вакцины опасным с точки зрения геополитики. Некоторые из них просто утверждают, что от путинской России ничего хорошего ждать нельзя. Им кажется, что вакцина плохая и подозрительная, так как по сути отражает российский режим. В представлениях некоторых (они это, конечно, никогда не признают) — сконденсированная опричнина Ивана IV, Третье отделение Бенкендорфа, ЧК Дзержинского, сталинский ГУЛАГ и путинский авторитаризм. Принадлежность к Западу и его, якобы либеральным, ценностям нужно подтвердить, привившись западными и разрешенными западом вакцинами, произведенными крупными фармацевтическими компаниями.
К сожалению, в Европейском Союзе качественные и разрешенные вакцины в дефиците, и вокруг них ведутся непрозрачные игры. Европейский центр в Брюсселе, к сожалению, не устроил так, чтобы крупные фармацевтические фирмы больше «не впаривали» вакцину повыгоднее, а равномерно поставляли необходимое количество в соответствии с прозрачными договоренностями. ЕС столкнулся с недостатком вакцины на очередной волне коронавирусной пандемии, которая продолжает убивать тысячи людей и вредить экономике.
В такой ситуации на арене появился «Спутник V», а также китайская вакцина компании «Синофарм». В начале февраля научный медицинский журнал «Ланцет» опубликовал статью о российской вакцине, в которой обнародовал результаты ее тестирования и признал «Спутник V» эффективной (почти на 91%) вакциной без особых побочных эффектов. Я напомню, что журнал «Ланцет» — рецензируемый научный журнал, который провел обязательную редакционную проверку статьи российских ученых. Так выявляются возможные ошибки, и иначе статья не могла бы выйти.
Тем не менее действует правило, согласно которому качество и безопасность лекарства определяет предназначенные для этого европейские и национальные агентства, а не научные журналы и уж тем более не политики или журналисты. Эти агентства служат для того, чтобы объективно и в интересах общества изучать все новые лекарства, определять их риски (и побочные эффекты) и, исходя из экспертных оценок, разрешать или не разрешать препараты.
Причем лекарство — это не полезное ископаемое, не инфраструктура или не что-то такое, что может превратиться в объект или субъект геополитики. Стратегическое значение вакцины — временное следствие пандемии, которое ослабнет, когда она закончится.
Тем не менее с самого начала на российскую вакцину смотрели не с точки зрения ее рутинного одобрения соответствующим агентством, а с точки зрения политики, считая ее чуть ли не инструментом великодержавной борьбы, хотя за этим скрывались вполне частные интересы фармацевтических колоссов. Россия предлагает свою отечественную вакцину как товар, который принесет России прибыль, а также как инструмент мягкой силы, который улучшит репутацию страны в мире. Таким образом, мир получил возможность познакомиться не только с российским оружием, но и с лекарством, которое спасает и защищает здоровье людей, а оно должно быть универсальной ценностью. Но, похоже, многих это не устраивает.
Запад (в отличие от других стран, которые уже применяют вакцину) занял в отношении российской вакцины исключительно идеологическую и политическую позицию, глядя на нее свысока. Тут же родилась мысль о том, что вакцина раскалывает Европейский Союз, распространяет российское влияние, является геополитическим или «гибридным» оружием и просто угрожает западному миру. Ощущение угрозы, исходящей от путинской России, которая всего лишь выступила против американской гегемонии в международной системе, вероятно, намного важнее, чем угроза для жизни простых людей по всей Европе. Во имя европейского идеала прав человека можно принести в жертву тысячи людей, которые могли бы избежать «ковид-19» благодаря вакцине «Сделано в России».
Пандемию никто не контролирует. Европейский Союз по-прежнему испытывает недостаток вакцин, и вакцинация населения продвигается медленно на фоне мутации вируса. Однако нам рассказывают, что можно отказаться от «Спутника V» как одного из вариантов, который к тому же еще и производился бы в самом ЕС.
Если бы европейские институты и политики с самого начала заняли нейтральную позицию в отношении «Спутника V» и позволили бы соответствующим институтам его просто проверить без дополнительных комментариев и пропаганды, то «Спутник V» не дал бы никаких «побочных политических эффектов». Если бы они придерживались своих собственных лозунгов о свободном рынке, то подвергли бы российский продукт стандартной процедуре одобрения, не вмешиваясь в этот процесс громко и нагло. Одобрение осталось бы тем, чем и должно быть, то есть экспертной и бюрократической процедурой. Если Россия хочет использовать свою вакцину для какого-то «гибридного» разобщения членов Европейского Союза и развала его (мифического) единства, то ей и делать-то ничего не надо. Достаточно было подать заявку на регистрацию в ЕС и поставить несколько тысяч вакцин некоторым странам-членам, которые с отчаянием и обеспокоенностью ждут оговоренных европейских поставок. Все остальное за Россию сделают европейские русофобы и другие прислужники крупного капитала. Пропаганда против российской вакцины дает нам понять, что прибыль и борьба за рынки ставятся выше декларируемых прав человека и независимых решений институтов, а также выше мнимых «европейских ценностей». Вся пропагандистская шумиха вокруг применения и одобрения «Спутника V» сама по себе ставит под вопрос объективность этого процесса, который (я подчеркну это снова) играет ключевую роль для применения любой вакцины или лекарства. Российская вакцина не является априори хорошей или плохой только потому, что она российская. Но, несомненно, «Спутник V» — нежелательный конкурент.