Как полагал третий президент Грузии Михаил Саакашвили, контакты, установленные им в Вашингтоне во время учебы в Университете Джорджа Вашингтона в 1994 году, не только приблизят его к главе Белого дома, но и сделают влиятельным членом американо-европейского альянса против России, равным не только с точки зрения обязательств, но и привилегий. Став президентом Грузии, Саакашвили посвятил себя служению Западу, укрепляя военное присутствие своей страны наряду с силами НАТО в Ираке, Косово и Афганистане. Когда в 2008 году сепаратисты из Южной Осетии, поддерживаемые Россией, вторглись в Грузию, Саакашвили уверенно выступил им навстречу в надежде, что союз с НАТО защитит его от гнева Кремля. В течение пяти дней после начала грузинской военной кампании российские силы взяли под свой контроль целые регионы Южной Осетии и Абхазии, а их танки оказались в нескольких километрах от столицы — Тбилиси — и могли свергнуть Саакашвили. Однако силы НАТО не предприняли никаких действий для его защиты, и он оказался один лицом к лицу с русским медведем. Все, что смог предложить тогда Запад, олицетворяет собой визит тогдашнего президента Франции в Кремль с просьбой о прощении и амнистии для Саакашвили при условии, что он больше не повторит своих действий. Москва согласилась и одновременно с этим признала независимость двух республик от Грузии.
Сегодня этот сценарий повторяется на Украине, чей президент, верный друг Дональда Трампа, Владимир Зеленский, считает, что НАТО окажет ему желанную поддержку в противостоянии лояльным России сепаратистам в Донбассе и возвращении подконтрольных им регионов, в частности, республики Луганск и Донецк, объявивших о своем отделении от Украины в 2014 году. Зеленский требовал и все еще надеется добиться официального вступления Украины в НАТО, и есть информация о наличии военной базы альянса на юге страны. Она является угрозой для присутствия России в Крыму, ставшем частью российской территории в 2014 году. Недавно Украина приступила к военным маневрам с НАТО, что совпало с ростом напряженности в районе Донбасса. Российская сторона не скрывает своей озабоченности по поводу данных военных маневров и действий Зеленского в отношении сепаратистов региона.
Корни конфликта восходят к отношениям великих держав, которые менее крупные государства не осознают или не могут осознать, так как ведущие игроки не хотят, чтобы они могли достигнуть своих целей, играя на противоречиях между ними. Первое и наиболее важное правило конфликта заключается в том, что существует конкретный предел западной поддержки в тех зонах, которые российский противник считает вопросом национальной безопасности. В таких зонах западные государства ограничиваются дипломатической, политической и экономической поддержкой и никогда не предоставят союзникам помощь военного характера, даже если российские танки войдут в Тбилиси, Киев и другие столицы государств, имеющих общую границу с Россией. Это старое правило, так как Москва также придерживается его после кубинского ракетного кризиса 1962 года, когда президент Джон Кеннеди готов был начать ядерную войну, но Советский Союз вывел все свои ракеты с острова Куба, прилегающего к границе США.
Кремль выдал сепаратистам на Донбассе российские паспорта и тем самым считает их своими гражданами, что может оправдать потенциальное военное вторжение на украинскую территорию в целях защиты российского населения от притеснений Киева. Как известно, защита граждан конкретной страны может являться моральным оправданием для военного вмешательства не только на международном уровне, но и внутри России.
Из-за своей глупости Саакашвили потерял Южную Осетию и Абхазию и чуть не лишился столицы. Он верил, что Запад защитит его от России, которая, в свою очередь, рассматривает пограничный конфликт как национальную безопасность государства. Похоже, профессиональный опыт бывшего актера Зеленского дает о себе знать, и он вжился в роль, поверив в свою способность устроить ситуацию по своему вкусу и получить от Запада поддержку на Украине для решения проблемы в Донбассе.
Зеленский может извлечь урок не только из опыта Саакашвили, но и президента Армении Никола Пашиняна. Он флиртовал с Западом, когда пришел к власти в 2018 году, поэтому Кремль тут же продал его Турции и Азербайджану и вмешался в военный конфликт, длившийся полтора месяца. Последний завершился подписанием в российской столице договора об уходе Армении из Нагорного Карабаха, но президент Пашинян может лишиться и поста, поскольку демонстрации с требованием его отставки в стране не прекратились. Все это время Запад молча наблюдал за союзником, который не оставлял надежд получить его поддержку в противостоянии Кремлю.