Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Foreign Affairs (США): путинские правила игры

© РИА Новости Алексей Дружинин / Перейти в фотобанкПрезидент РФ В. Путин принял участие в церемонии подписания соглашения между объединениями профсоюзов, работодателей и правительством РФ
Президент РФ В. Путин принял участие в церемонии подписания соглашения между объединениями профсоюзов, работодателей и правительством РФ - ИноСМИ, 1920, 13.04.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Автор книги «Код Путина», рассуждая о властных перспективах российского президента, утверждает, что всякое изменение в руководстве России и СССР за последние сто лет вело к крупным сдвигам во внутренней и внешней политике. Вероятно, после ухода Путина так и произойдет, предполагает он, и дает советы американскому президенту, как себя вести по отношению к России.

2020 год, очевидно, был ужасным. Однако для президента России Владимира Путина в нем нашелся положительный момент. Путин решил «проблему 2024 года», избавился от юридического ограничения на переизбрание в 2024 году. Он сделал это, внеся поправки в конституцию, которые обнулили предыдущие ограничения на количество сроков, это положение было создано специально для него. Теоретически новые правила позволяют Путину оставаться у власти до 2036 года, если так и произойдет, это будет самое долгое правление в России со времен Петра Великого.

Конечно, в 2020 году все прошло не совсем так, как хотел Путин. Массовые протесты в Белоруссии, соседке и одной из ближайших союзниц России, продемонстрировали хрупкость персоналистских авторитарных режимов региона. ФСБ России, которую когда-то возглавлял сам Путин, ввязалась в попытку отравления российского оппозиционного политика Алексея Навального. Однако Путину удалось достичь основной своей цели на 2020 год.

2021 год, наоборот, начался для Путина неудачно. Драматическое возвращение Навального в Россию после лечения в Германии, арест сразу после приезда и последующее осуждение на тюремный срок по выдуманным обвинениям спровоцировали самые крупные протесты за последнее десятилетие. Десятки миллионов россиян посмотрели видео-расследование Навального о «дворце Путина» на побережье Черного моря. Триумфальная конституционна реформа первой половины 2020 года теперь кажется далеким воспоминанием.

Решение проблемы 2024 года пошло на пользу самому Путину, а также вселило уверенность в российскую политическую и экономическую элиту. Они боялись потенциально опасного кризиса передачи власти, который бы поставил под угрозу их собственную силу, богатство и свободу. Беспокойство по поводу планов Путина начало расти сразу после того, как его переизбрали на четвертый срок в 2018 году. В политической системе, построенной вокруг одного лидера, проблема 2024 года быстро стала основной навязчивой идеей российских «болтающих классов».

При этом сбрасывание президентских часов Путина для россиян мало что значит. Хотя они послушно проголосовали за новую конституцию на быстро проведенном референдуме, популярность Путина уже несколько лет неуклонно снижается, а его рейтинг доверия достиг минимального уровня. Годы слабой экономики и плохого управления взяли свое. Путин сохраняет поддержку в народе с помощью смеси из воспоминаний о прошлых достижениях, страха нестабильности, инерции и, что самое главное, созданного Кремлем отсутствия альтернатив.

Изменение конституции, елей для элиты и крах для обычного гражданина, больше всего бьет по устойчивости российского государства. Во время двух первых сроков с 2000 по 2008 год Путин постоянно высказывался против изменения конституции и продления тем самым срока правления. В 2005 году, например, он заявил, что от государства, где лидеры меняют конституцию в собственных целях, «ничего не останется». Однако в 2008 году Дмитрий Медведев, его преемник на посту президента, продлил срок президентских полномочий с четырех до шести лет. Это было первое и основное решение Медведева. Путин воспользовался этим преимуществом, избравшись еще на два срока в 2012 и 2018 годах. И наконец в 2020 году Путин опять переписал конституцию в собственных целях. Он объяснил эти изменения стандартными аргументами, к которым обращался на протяжении всего правления, — важность стабильности, уязвимость России, верховенство безопасности и «абсолютная необходимость» в сильном президенте для скрепления страны.

Но Путин версии 2005 года был прав, предупреждая об опасностях изменения конституции в угоду конкретным правителям. Чтобы добиться значительной политической стабильности, нужно не удерживать одного человека у власти десятилетиями, а создать систему, которая сможет переходить от одного лидера к другому без серьезных потрясений. Как недавно стало понятно на примере Соединенных Штатов, даже те страны, в которых трансфер власти проходит регулярно и мирно, в определенных условиях не застрахованы от травм переходного периода. А режимы, основанные на присутствии у власти одного человека, подвергаются еще большему риску.

Однако новая конституция не избавила Путина от дальнейших трудностей. Ситуация с Навальным отлично это показала. Заявления о том, что Путин смог закрепиться у власти до 2036 года, ошибочны. Он будет сталкиваться с трудностями на выборах местного, муниципального и национального уровня, несмотря на то, что они никогда не проходят свободно и справедливо. Его будут преследовать проблемы во все еще энергичном российском сегменте интернета, который становится важным источником политической информации. Он столкнется с трудностями на улицах, когда люди выйдут протестовать против того, как решаются экономические, социальные и политические проблемы. Бутафорский плебисцит, направленный на придание ауры демократической легитимности автократическому режиму, не искоренит общественное недовольство коррупцией, безразличием государства и экономической стагнацией.

Однако путинская новая конституция, по крайней мере, вносит ясность в российско-американские отношения. Нельзя сказать, что Путин неизбежно будет оставаться у власти еще 16 лет, но новая конституция усиливает такую вероятность. А это значит, что российско-американские отношения так и останутся в плохом состоянии. С российской стороны Путин и его ближайшие соратники постоянно заявляют, что Соединенные Штаты охотятся за ними, а существующий международный порядок несправедлив к России. С американской стороны также нет желания широкомасштабно восстанавливать отношения с Москвой. Изменение в администрации США может привести только к возвращению ответственного двустороннего сотрудничества по таким глобальным вопросам как контроль над ядерным вооружением и новой попытке наладить контакт с российским обществом.

Спецоперация

Меняя конституцию России, Путин торопился, поэтому всему процессу не хватало серьезности, которая, как представляется американцам, сопровождала Конституционный конвент, состоявшийся в XVIII веке в Филадельфии. Все было больше похоже на то, что российский обозреватель Михаил Ростовский называл «Спецоперацией „Преемственность"», призванной «обмануть и дезориентировать противника». Спецоперация проходила в три этапа.

На первом этапе Путин в своем обращении к Федеральному собранию призвал провести конституционную реформу. Его предложение было благоразумно представлено как ослабление, а не усиление власти президента. Речь вызвала шквал предположений о том, что Путин готовится покинуть пост раньше окончания срока полномочий, передав президентство лояльному преемнику и заняв в системе позицию хранителя, например, став главой наделенного возможностями Государственного совета (который ранее был беззубым консультативным органом).

Однако, когда список изменений был опубликован, стало понятно, что все совсем наоборот. В частности, предлагалось усилить контроль президента над судами и прокурорами, подорвать независимость местных правительств и дать президенту более прямой контроль над «правительством» (премьер-министром и другими министрами). Положения, якобы дававшие парламенту больше власти над правительством, были уравновешены другими статьями, которые относительно легко позволяли президенту при необходимости игнорировать законодательный орган или брать над ним верх.

Второй этап состоялся в марте 2020 года. Десятого марта во время решающего голосования по вопросу изменения конституции 1993 года Путин внезапно лично посетил заседание, чтобы поддержать предложение сбросить счетчика количества сроков. Это так называемое обнуление позволяет ему законным образом баллотироваться на президентских выборах в 2024 и 2030 годах. Вот и все. Всего за несколько дней Государственная дума, Совет Федерации и законодательные органы всех российских регионов подавляющим большинством, и зачастую анонимно, проголосовали за предложенную Путиным конституцию. Путин подписал закон 14 марта, а два дня спустя он получил одобрение Конституционного суда. Основной закон государства был переписан меньше, чем за неделю.

Спустя два месяца яростных спекуляций Путин остановился на самом грубом варианте решения проблемы 2024 года. Вместо того, чтобы обратиться к сложным маневрам, которые позволили бы ему оставаться «верховным лидером» или «отцом нации», но не президентом, Путин просто перезагрузил счетчик президентских сроков. Для Евразии это знакомая модель: после распада Советского Союза президенты Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана убирали или обходили ограничения на количество сроков, чтобы остаться у власти. Как видно из опыта бывших лидеров Армении и Киргизии, махинации с конституцией срабатывают не всегда, их можно преодолеть при определенной комбинации из уличных протестов и предательства элит. Путин же решил, что его позиция достаточно прочна, чтобы разрешить проблему быстрым и грязным способом.

Финальная стадия путинской спецоперации прошла первого июля, когда состоялся плебисцит по вопросу новой конституции. Пересмотр этого документа не требовал никакого голосования, экземпляры новой конституции продавались в книжных магазинах Москвы задолго до референдума. Несмотря на то, что на рассмотрение вынесли вопрос внесения 206 различных изменений, варианты ответа были простыми: да или нет. Идея всенародного голосования должна была придать видимость легитимности тому, что, с демократической точки зрения, было абсолютно нелегитимным: конституция изменялась в пользу одного человека, которому давали возможность находиться у власти еще 16 лет.

В конце концов, возможен был только один исход: российские электоральные власти объявили о высокой явке (65%) и о еще большем уровне поддержки (78%). Независимые российские специалисты по анализу результатов выборов предоставили убедительные доказательства, что обе эти цифры были значительно завышены. Проведенные впоследствии опросы показали, что общественное мнение в отношении «обнуления» разделилось: только треть населения твердо их поддерживало и такая же доля граждан была настроена решительно против. В последовавших за референдумом речах, где Путин поздравлял сам себя, звучали знакомые мотивы: опять подчеркивалось, что после распада Советского Союза Россия еще слишком молода и находится на этапе формирования. Россия остается «очень уязвимой», ей нужны «внутренняя стабильность и время для укрепления страны, всех ее институтов». Путин верил, что теперь у него есть народный мандат работать над этими проблемами столько, сколько он сочтет необходимым.

Десакрализованный Путин

Всенародное голосование по вопросу новой конституции было направлено на легитимизацию пребывания Путина у власти. Так он получил козырь в игре против оппонентов, выступающих против его автократического правления. С одной стороны, такое поведение весьма распространено среди электоральных авторитарных режимов: заявлять, что мандат получен от народа, хотя все процедуры сфальсифицированы. Однако если заглянуть глубже, понимаешь, что в этом отражается попытка поднять положение Путина над простой должностью президента, его освящают как национального лидера исторического масштаба, правителя, для которого нужно создавать специальные правила. Аннексия Крыма в 2014 году стала центральным событием, обозначившим высокий статус Путина как «собирателя земли русской» и особого лидера.

Однако в последние годы Путина «десакрализовали», как выражаются российские эксперты. Семь лет снижения уровня жизни и принятое в 2018 году непопулярное решение повысить пенсионный возраст вернули его на землю. Кроме того, у Путина больше нет четкого представления, как положить конец экономическому спаду, длящемуся уже десятилетие. Он не продемонстрировал никакого интереса в том, чтобы возглавить борьбу России с пандемией covid-19, передав эту работу другим. Поэтому плебисцит и новая конституция вряд ли могли бы защитить Путина от вызовов, с которыми сталкивается его персоналистский режим. Его авторитет зависит не столько от периодических несправедливых выборов, сколько от аккуратно выверенного и распространенного среди элиты и обычных граждан представления, что альтернативы нет: во главе великой России должен стоять великий Путин.

Наблюдатели не знают, собирается ли Путин править до 2036 года, ведь он тоже может этого не знать. Новая конституция позволяет ему баллотироваться в 2024 и 2030 годах, но не требует этого. Некоторые исследователи утверждали, и Путин сам это говорил, — истинная цель поправок заключается в том, чтобы не допустить сценария хромой утки, когда элиты начнут борьбу за передачу власти намного раньше 2024 года, тем самым ослабляя контроль Путина.

Тем не менее Путину выпадало много удобных случаев отойти от власти, но он продолжает за нее цепляться. Путин — анти-Годо российской политики: другие постоянно говорят о том, собирается ли он уходить, и как он это сделает, но в конце каждого акта он остается на сцене. Путин, очевидно, считает, что лучше всего подходит для того, чтобы провести Россию через опасный мировой порядок. В декабре прошлого года в ходе пресс-конференции он сказал, что, принимая решение о своих действиях в 2024 году, он будет руководствоваться «благом страны».

А между тем режим Путина в стране начинает казаться уязвимым. Проблемами президента стало снижение уровня жизни и экономическая стагнация: с 2013 года реальные располагаемые доходы упали на 10%, а экономический рост составляет ничтожные 0,3% в год. В феврале российское статистическое агентство сообщило, что в 2020 году от covid-19 умерло более 162 тысяч человек, что на 100 тысяч превышает официальные данные целевой группы правительства по коронавирусу. Эти цифры ставят Россию на четвертое место в мире по количеству погибших. Избыточная смертность в прошлом году составила более 323 тысяч человек, так что даже новые цифры могут быть значительно преуменьшены. Эти жесткие показатели подрывают частые заявления Путина о том, что Россия лучше других стран справляется с пандемией.

Несмотря на репрессии и ограничения со стороны правительства протестная активность в прошлые годы также стала заметной головной болью для власти. В 2018 году решение Путина поднять пенсионный возраст спровоцировало протесты по всей стране. Годом позже Москва стала свидетелем крупнейших протестов за последнее десятилетие после того, как правительство не допустило оппозиционных кандидатов до участия в выборах в местный парламент, хотя раньше на эти выборы никто из москвичей внимания не обращал. В ответ на бюрократические глупости по таким вопросам как размещение свалок и региональное деление по всей России начала расти протестная активность. В июле 2020 года на Дальнем Востоке в Хабаровске состоялись крупнейшие в истории города протесты, десятки тысяч людей вышли на улицы, чтобы продемонстрировать недовольство арестом местного губернатора. В январе 2021 года после ареста Навального протесты охватили почти 200 городов по всей стране, показав, что народное недовольство коррупцией, государственным беззаконием и снижением уровня жизни существует и там, где раньше никаких политических волнений не было.

Предполагать, что Путину неминуемо грозит народное восстание, не стоит. Он надежно контролирует органы принуждения государства, в том числе секретную полицию и Росгвардию, созданную в 2016 году в качестве преторианской гвардии, которой подчиняется устрашающий ОМОН. Кроме того, Путин, без сомнения, для подкрепления своих аргументов об опасности протеста приведет в качестве примера провалившийся бунт в Соединенных Штатах. Путин контролирует важнейшие уровни силы и богатства. Режим далеко не однороден, но даже те элиты, у которых есть некоторые сомнения в нынешней эффективности Путина, могут опасаться, что новый правитель будет угрожать их состоянию, в буквальном и переносном смысле.

Несмотря на то, что правление Путина выглядит устойчивым, есть множество способов внезапно подорвать деградирующую систему. История с Навальным напугала Кремль. В январе полиция действовала поразительно агрессивными. На российском государственном телевидении годами существовал неофициальный запрет на произнесение имени Навального, а теперь он стал объектом безжалостных словесных нападок. Удивительное изменение стратегии. Многие из сторонников Навального подверглись арестам и судебным процессам, а его антикоррупционный фонд также обвинили в уголовных преступлениях. Мысли Путина занимают выборы в Государственную Думу, который должны состояться в сентябре. Выборы дают возможность протестного голосования против непопулярной правящей партии «Единая Россия» и ее кандидатов, а также для настоящих протестов, если фальсификация результатов окажется слишком явной.

Когда диктаторы совершают ошибки их власть начинает крошиться. Как заметил политолог Дэниел Трейсман (Daniel Treisman), они могут выбрать неверный путь случайно, из-за недостаточной информированности, высокомерия, просчета или какой-то другой ошибки. В прошлом году такое случилось в Белоруссии, где президент Александр Лукашенко недооценил популярность Светланы Тихановской и протестный потенциал белорусского общества. Несмотря на то, что Лукашенко пока удается оставаться у власти, его режим остается шатким. Существуют свидетельства, что Путин в значительной степени опирается на ту информацию, которую для него собирают секретный службы и в которой изначально акценты расставлены специфически. Учитывая это, Путин также может оказаться уязвим для подобного рода промахов.

Проанализировав белорусские и российские протесты, можно прийти к основному выводу: Путин совершенно не решил проблему 2024 года. Теперь он может баллотироваться вновь, но это совсем не значит, что переизбрание пройдет легко. Путин десакрализован, а это значит, что контроля над государственным телевидением и манипуляций с выборами с целью недопустить опасных кандидатов может не хватить. Мошенничество и репрессии вполне могут пригодиться, но и они не всегда срабатывают. Если популярность Путина продолжит снижаться, некоторые представители элиты могут решить, что для сохранения режима во главе нужно поставить новое лицо.

В широком смысле персоналистская автократия Путина испытывает две противоречащих друг другу теории о том, как общество и экономика страны влияют на политическую систему. С одной стороны, для относительно богатой страны (в пересчете на душу населения) сегодняшняя Россия — необычно авторитарная страна. Представления многих иностранцев о России строятся на смутных представлениях о советском дефиците и мафиозных войнах в постсоветский период. В 2018 году во время Чемпионата мира по футболу многие западные туристы были удивлены, увидев современные города с хипстерскими барами и кафе, где подают иностранную кухню, с дизайнерскими магазинами, которые можно встретить в Лондоне, Нью-Йорке или Париже. Связь между экономическим развитием и демократией, известная как теория модернизации, совершенно не автоматическая, но Россия продолжает оставаться исключением.

С другой стороны, с определенной точки зрения, Россия похожа на другие авторитарные петрократии, где небольшая группа элит богатеет на продаже углеводородов за рубеж, а политические права граждан ограничены. Режим держит в узде секретные службы и репрессивные органы, хорошо платя им и позволяя им наживаться на частном бизнесе. Хотя в России и есть нечто, напоминающее средний класс, представлен он не мелкими предпринимателями, а зависимыми государственными служащими.

Однако в конечном итоге Россия не может объективно проверить этих теории. Власть президента в стране чрезвычайно высока, поэтому все зависит от того, кто им является. Путин любит порядок, боится нестабильности, подозрительно относится к Соединенным Штатам и ненавидит революции. Так что, с его точки зрения, общественные силы, добивающиеся уважения и политических прав, — это предвестники западного заговора, направленного на подрыв его режима и ослабление России. Корни его враждебного отношения к Навальному лежат, похоже, в том, что он параноидально подозревает оппозиционного лидера в связях с секретной кампанией США против него. В ближайшей перспективе предпочтения Путина перевешивают любые основные экономические силы.

Эпоха Байдена

Объясняя «обнуление» Путина, Кремль особо подчеркивал сложившуюся в мире опасную ситуацию. Российские официальные лица обычно не склонны считать, что их действия вполне могут усиливать глобальную нестабильность. Великие державы, включая Соединенные Штаты, редко анализируют свою иностранную политику. Эта тенденция особо заметна в путинской России, где власти рассматривают страну как осажденную крепость. Если вы считаете, что на вас нападают, то самозащитой можно оправдать любые действия, включая вторжение в соседнее государство и аннексию части его территории, убийство оппонентов химическим оружием дома и за рубежом, прямое и скрытое вмешательство в президентские выборы в стране-конкуренте.

Представление об осажденной крепости делает невозможным большой позитивный сдвиг в российско-американских отношениях. Российские лидеры будут обвинять Соединенные Штаты в будущих международных неудачах или внутренних волнениях. В прошлом Путин часто взваливал на Соединенные Штаты ответственность за подобные события, включая «цветные революции» в Грузии и на Украине в начале 2000-ых, московские протесты и Арабскую весну в 2011 году, украинскую революцию 2014 года, протесты в Белоруссии в 2020 и сегодняшние митинги в России. Хотя все это звучит невероятно цинично, Путин и его ближайшие соратники, похоже, верят в это.

Российские официальные лица уже ясно продемонстрировали, что они не ждут ничего хорошего от новой администрации американского президента Джо Байдена. Заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков обвинил новых лидеров США в «русофобии» и «поливании моей страны грязью». Рябков высказал предположение, что Россия будет следовать комбинированной политике «сдерживания» с «выборочным диалогом». Честно говоря, американская политика в отношении России, вероятнее всего, будет строится на аналогичной основе.

Та часть этой политики, что посвящена сдерживанию, уже реализуется. Байден приказал составить разведывательную сводку по определенным аспектам деятельности России, включая кибератаку SolarWinds и использование химического оружия при попытке убийства Навального. Санкции из-за отравления Навального уже введены, в будущем мы, очевидно, увидим и другие шаги в ответ на действия России. Важно отметить, что бывший посол США в Москве Майкл Макфол (Michael McFaul) на страницах этого издания недавно заявил, что хорошая политика сдерживания начинается дома. Речь идет о более мощной защите от кибератак и реформах по обеспечению прозрачности в финансовом секторе, направленных на искоренение грязных денег, каким бы ни было их происхождение. Говоря в целом, члены новой команды Байдена по иностранной политике — преданные сторонники мультилатерализма, которые будут работать с союзниками США над созданием коллективного подхода.

Стратегия выборочного диалога уже также привела к большой победе: на пять лет был взаимно продлен договор СНВ-III, подписанный в 2011 году. В повестку включены также и более сложные обсуждения контроля над вооружениями. В ноябре 2020 года, например, администрация Трампа вышла из Договора по открытому небу, полезного соглашения, которое укрепляет прозрачность и доверие и пользуется решительной поддержкой НАТО. В январе 2021 года российское правительство объявило о желании последовать этому примеру и также выйти из соглашения. Эксперты по контролю над вооружениями в России, Европе и Соединенных Штатах предложили совместный план по спасению Договора по открытому небу. Согласно этому плану, на первом этапе США нужно пересмотреть свой выход и заявить о намерении найти способ вновь вступить в него. Неизвестно, сработает ли этот план, но администрации Байдена стоит попробовать. Россия также поддержит намерения вернуть Соединенные Штаты в иранский ядерный договор, ведь Москва совершенно не заинтересована в том, чтобы у Ирана было ядерное оружие.

В долгосрочной перспективе основной целью контроля над вооружениями должен стать договор, который заменит СНВ-III. Есть целый ряд сложных вопросов, которыми нужно заняться, включая новые типы систем вооружения, нестратегические ядерное оружие, традиционные ударные системы дальнего действия, ПВО и так далее. На решение этих вопросов уйдут годы, вот почему решение продлить СНВ-III на пять лет было правильным и почему сейчас самое время начать новые переговоры.

Россия любит работать с США в сфере контроля над вооружениями, потому что это единственная область, в которой Москва равна Вашингтону и превосходит другие страны. Среди прочих тем, требующих обсуждения, климатические изменения, пандемия covid-19 и мировое здравоохранение в целом, управление арктическим регионом, нераспространение и военные консультации, особенно это касается договоренностей об устранении конфликтов в регионах, где вооруженные силы двух стран работают в непосредственной близости. По каждому их этих вопросов, хотя бы в общем, Россия и Соединенные Штаты могут достичь прогресса и не ожидать, что это приведет к всеобъемлющему двустороннему сотрудничеству.

Однако комбинации из сдерживания и выборочного диалога недостаточно. Администрация Байдена должна предпринять согласованное усилие и попытаться установить контакт с россиянами. При этом нужно исходить из резкой разницы между российским правительство и российским обществом. До сих пор действуют программы по взаимодействию с обычными россиянами, когда представится возможность, Соединенным Штатам стоит продолжать расширять их. Обмен в таких сферах как спорт, образование, культура и искусство — всего лишь капля, с точки зрения отношений в целом, но это лучше, чем ничего, да и обходятся они дешево. Американские и российские команды должны стремиться к неформальному диалогу в таких сферах как наука, здоровье, политика в области изменения климата, публичное здравоохранение и развитие малого бизнеса. Важно, чтобы эти контакты были неполитическими. Попытки объяснить рядовому россиянину, как лучше организовать политическую систему, будут особенно неубедительны в свете состоявшегося шестого января неудачного путча.

Стратегия по общественному взаимодействию должна продвигать идею об улучшении отношений двух стран после ухода Путина. Неважно, когда и как это произойдет, важно, чтобы большее количество россиян было знакомо с Соединенными Штатами и их народом. При этом не менее важно, чтобы и у американцев были сходные знания о России. Опросы общественного мнения, проведенные после Чемпионата мира по футболу 2018 года, показали, что российское общество стремится общаться с миром, несмотря на то, какую модель поведения распространяют политические лидеры и государственные СМИ. Эта тенденция особенно заметна среди молодых россиян, которые настроены более прозападно, чем старшие поколения.

Стратегию по установлению социальных контактов реализовать будет непросто. Новая конституция Путина и заключение в тюрьму Навального — два самых очевидных свидетельства текущих репрессий. Похоже, российское государство все больше заинтересовано препятствовать контактам россиян с Западом и наказывать за них. В конце 2020 года Государственная Дума поспешно провела серию законов, которые позволили государству блокировать такие веб-сайты как ютeб, твиттер и фейсбук, еще больше затруднили проведение политических собраний и дали правительству возможность навешивать на частные лица и организации ярлык «иностранного агента», в случае если их политическую деятельность поддерживают из-за рубежа. Растяжимость понятий «поддержка» и «политическая деятельность» превратят новый закон в гибкое оружие в руках российских правоохранительных органов. Кроме того, реализация стратегии по взаимодействию с обычными россиянами усложнится.

Несмотря на то, что Россия вряд ли заблокирует сайты западных соцсетей, Москва может начать все сильнее давить на них в вопросе удаления нежелательного контента. В последние годы Россия стремилась ограничить и парализовать работу финансируемого Соединенными Штатами «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» в стране. Администрации Байдена необходимо разработать план по защите «Радио Свобода» от нападок и найти новые способы поддержать свободное поступление информации из-за пределов России. Российская молодежь, как их сверстники по всему миру, все чаще обращаются за информацией в интернет. Новости таких сфер как образование, культура, науки и гражданское общество можно передавать на расстоянии, что расширяет доступ к более широкому кругу россиян.

Из-за геополитической конфронтации налаживать взаимодействие между людьми стало сложнее. В 2012 году из России изгнали Агентство США по международному развитию, что положило конец целому ряду программ, целью которых были заботы обычного гражданина: здравоохранение, бизнес и правовые вопросы. В 2016 году Россия вмешалась в выборы в США, а в 2018 году отравила живущего в Великобритании бывшего шпиона Сергея Скрипаля. Все это ожидаемо привело к очередной серии дипломатических столкновений между Россией и США в стиле «око за око». До начала пандемии очередь на получение обычной визы США в Москве составляла десять месяцев, десяткам тысяч россиян приходилось ехать в соседние страны, чтобы получить ее.

В декабре 2020 года США усугубили эту проблему, объявив о планах закрыть консульство во Владивостоке и приостановить операции в консульстве в Екатеринбурге, ссылаясь на введенные Россией жесткие ограничения на численность персонала. После этого у США осталось только одно посольство в Москве, а такого дипломатического присутствия в крупнейшей стране мира совершенно недостаточно. Сравните, у США пять дипломатических миссий в Индии и шесть в Китае и Германии. Администрации Байдена нужно немедленно отменить решение о закрытии консульства. Более амбициозной будет попытка Вашингтона незаметно начать изучать вопрос отмены предшествующих дипломатических высылок, продолжая при этом возражать против действий, которые их спровоцировали. Речь не идет об игнорировании злонамеренного поведения России, ситуация с консульствами не влияет на Путина, она просто вредит рядовому путешественнику.

Убеждения, а не общие разговоры

Учитывая сложность работы со все более авторитарной Россией и значительный список краткосрочный приоритетов в области контроля над вооружениями и других проблемных сферах, стремиться к более масштабной перезагрузке отношений причин нет. Кроме того, существует лишь небольшой шанс достичь прогресса в отношении основной и постоянной проблемы в отношениях России с Западом: как убедить Москву, что в Европе ей ничего не угрожает (это хорошо), но не выделить ей при этом признанную зону влияния (а это плохо). Пока Путин и его команда находятся у власти, ситуация не изменится. Действительно, администрация Байдена, вероятнее всего, будет уделять больше внимания соседям России (в частности, Украине, Белоруссии, Молдавии, Грузии и странам Прибалтики) в сферах, которые практически гарантированно вызовут недовольство Путина. Новые официальные лица США настроены говорить о демократии и правах человека более открыто, часто и честно, кремлевский индикатор цветных революций подскочит до отметки в 11 баллов.

Конечно, провалившаяся попытка мятежа в Вашингтоне и более широкий кризис в американской политике вполне могут умерить стремление администрации Байдена продвигать демократию. Вероятнее всего, иностранные лидеры были бы рады большему уровню смирения. Официальный представитель МИД России была права, когда говорила, что электоральная система США «архаична» и «не отвечает современным демократическим стандартам». Отвратительное лицемерие этого заявления не умаляет его эффективности в российском политическом дискурсе. Если американские официальные лица будут честно говорить, что создание демократии — это процесс, в который должны быть вовлечены даже устоявшиеся демократические режимы, то это будет звучать более убедительно, чем общие банальности. Идея не в том, чтобы отказаться от продвижения демократии за рубежом, а в том, чтобы сделать ее более эффективной, искренне приняв ее в стране.

Новая конституция Путина была задумана как ответ на один из основных вопросов российской политики. Российские протесты 2021 года показали, что изменение правил не гарантирует Путину спокойной жизни, в том числе и в 2024 году. Внутри страны режим Путина плывет по течению. Персоналистские автократии часто разрушаются самым удивительным способом, будь то проведенный элитами переворот или народные восстание. Когда Путин уйдет, Соединенным Штатам не следует полагать, что это свидетельство демократического прорыва. В истории окончание персоналистского режима часто приводило к власти другое авторитарное правительство. Однако практически всякое изменение в руководстве России и Советского Союза за последние сто лет вело к крупным сдвигам во внутренней и внешней политике. Вероятно, после ухода Путина так и произойдет.

Путин может оставаться у власти до конца своих дней, назначить преемника или внезапно пасть. Предсказывать, когда и как это произойдет, — дело неблагодарное. Однако лидерам США не стоит предполагать, что Путин может все, а его позиция закреплена навсегда. Более вероятно совершенно иное развитие ситуации. Постоянно меняя правила игры для своей же пользы, Путин создал в стране нестабильный политический порядок. Соединенные Штаты должны сотрудничать с Россией там, где это возможно, и сдерживать Россию в тех областях, где сотрудничать нельзя, создавая основу для начала долгосрочного взаимодействия, когда ситуация изменится.

Брайан Тейлор — профессор политологии Максвелловской школы гражданства и публичной политики Сиракузского университета (Maxwell School of Citizenship and Public Affairs) и автор книги «Код Путинизма» (The Code of Putinism).