Москва, Лондон — Санкции администрации Байдена, введенные в отношении Москвы, вызвали во вторник непродолжительное колебание на финансовых рынках России, однако иностранные аналитики и инвесторы считают, что Москва сможет избежать более продолжительного ущерба.
Рубль упал более чем на 2% сразу после того, как было объявлено о введении новых американских санкций, а решение о запрете американским институтам покупать новые выпуски российских суверенных бондов стало ключевым риском для московских рынков.
Однако к моменту закрытия рынков российская валюта почти восстановила свои позиции и торговалась чуть выше уровня 76 рублей за доллар. Управляющие фондами считают, что ограничения на новые выпуски можно считать самыми мягкими действиями, которые Белый дом мог принять в отношении российского долга.
«Как вы знаете, даже сущий ад — это значительно лучше, чем неопределенность, — сказал Виктор Сабо (Viktor Szabo), директор по инвестициям компании Aberdeen Standard. — Самые плохие ожидания не оправдались. Это неприятно, однако принятые меры, на самом деле, не смогут расшатать российскую экономику».
По мнению инвесторов, имеющих многолетний опыт работы в условиях антироссийских санкций и вложивших средства в российские суверенные активы, высокая доходность и низкий уровень долга все еще делает российские облигации самым привлекательным предложением на рынках стран с развивающейся экономикой. Поскольку Соединенные Штаты отказались от введения ограничительных мер в отношении вторичной торговли российскими бондами, большинство инвесторов уже подготовились к новым условиям.
Москва продемонстрировала силу и показала, что ее государственные банки в состоянии компенсировать любую потерю иностранного спроса. ВТБ, второй по величине российский банк, приобрел на прошлой неделе 72% из общего объема последнего выпуска долговых бумаг.
Новые санкции являются «в основном символической мерой», затрагивающей «финансовую автократию», отметила Элина Рыбакова (Elina Ribakova), заместитель главного экономиста Института международных финансов (Institute for International Finance). «Морковок уже не осталось, отменить санкции сегодня уже нельзя, и теперь у Соединенных Штатов остается все меньше дубинок. Местные банки будут покупать российские долги на первичном рынке и затем продавать их другим банкам и управляющим активами», — добавила она.
В краткосрочной перспективе Россия, возможно, будет вынуждена умеренным образом сократить свои планы по заимствованию и на следующей неделе — на заседании совета директоров Центрального банка в пятницу — повысить процентные ставки, сказала Софья Донец, главный экономист компании «Ренессанс Капитал». «Ничего более радикального им делать не придется, поскольку эти санкции рынок в состоянии переварить без каких-либо значительных системных рисков для финансовой стабильности», — подчеркнула она.
Введенные санкции представляют собой второй набор мер, направленных против российского государственного долга, поскольку в 2019 году Вашингтон ввел санкции против российских государственных облигаций, номинированных в иностранной валюте. Это привело к постепенной распродаже всех российских государственных активов, — объем выпускаемых Министерством финансов и номинированных в рублях облигаций федерального займа (ОФЗ), находившихся на руках у иностранцев, сократился с 35% (февраль 2020 года) до 20% в прошлом месяце, а это самый низкий показатель за последние пять лет.
Тем не менее вторичный рынок для российских облигаций, номинированных в иностранной валюте, продолжает оставаться активным, считает Густаво Медейрос (Gustavo Medeiros), заместитель главы аналитического отдела компании Ashmore. «В краткосрочной перспективе даже неамериканские институциональные инвесторы не будут проявлять большой активности на первичном рынке, — подчеркнул он. — Однако после того, как пыль осядет и будет найден новый баланс в области внешней политики, неамериканские инвесторы смогут вновь начать работать на первичных аукционах».
По мнению инвесторов, самую большую опасность для российских активов представляет, скорее всего, новая геополитическая напряженность, которая может заставить Соединенные Штаты запретить торговые сделки на вторичном рынке. «Риск, конечно же, связан именно с этим направлением», — отметил Ричард Хаус (Richard House), глава по инвестициям на рынках стран с развивающейся экономикой компании AllianzGI.
Однако пока, по мнению Сабо, рынки не видят такого уровня продаж, который можно было бы ожидать в том случае, если бы инвесторы проявляли беспокойство в отношении санкций, направленных против вторичного рынка.