В регионе наблюдается эскалация конфликта, и Россия движется к войне, которая, вероятнее всего, ей не нужна. Что же заставляет администрацию Байдена провоцировать эту эскалацию?
Мир замер в ожидании войны на Украине: после роста напряженности между Москвой, с одной стороны, и американцами и остальными странами НАТО, с другой, российский военный контингент был отправлен к украинской границе как по морю, так и по суше.
С тех пор, как Джо Байден пришел в Белый дом, началось обсуждение процесса вступления в НАТО ряда стран, в том числе Украины, а также участия последней в военных маневрах альянса. Все это позволило президенту Украины Зеленскому обрушиться на Москву с враждебной риторикой и пригрозить ей войной за возвращение украинских территорий.
Военная ситуация приняла бы крайне опасные масштабы, если бы после российского предупреждения американцы не передумали и все-таки отправили два боевых корабля в Черное море. Послание звучало так: Соединенным Штатам следует держаться подальше от Крымского полуострова, поскольку это в их же интересах. По мнению Кремля, любое решение отправить ВМС США в Черное море будет считаться «крайне провокационным» актом, цель которого — испытать Россию на прочность.
Явно желая бросить вызов русским, Великобритания объявила об отправке в Черное море своих военных кораблей в мае. Это произошло после того, как Россия заявила об ограничении судоходства иностранных военных и других судов в определенных зонах Черного моря до октября 2021 года, что вызвало немедленное осуждение со стороны Украины и Евросоюза.
Таким образом, в регионе наблюдается эскалация конфликта, и Россия движется к войне, которая, вероятнее всего, ей не нужна. Что же заставляет администрацию Байдена провоцировать эту эскалацию?
Влияние личностных факторов проявляется в следующем.
Во-первых, на Байдена как на американского политика повлияла эпоха холодной войны.
Во-вторых, американский лидер испытывает гнев в связи с появления разведывательных отчетов, свидетельствующих о российском вмешательстве в выборах в США (2016 и 2020) в интересах его оппонента Дональда Трампа.
В-третьих, это потребность Байдена казаться сильным и жестким лидером на фоне внутренних кампаний, стремящихся выставить его слабым.
Что касается стратегических факторов, то можно упомянуть два момента.
Во-первых, Россия находится под давлением процесса «расширения НАТО», поскольку всем известна чувствительность Москвы по отношению к данному вопросу и присоединению к НАТО соседних стран. Она считает это стратегической угрозой для своей национальной безопасности. Европейцы и американцы проверили, насколько Москва серьезно относится к расширению НАТО в 2008 году, когда объявили о намерении добиться вступления Украины и Грузии в альянс. Грузия бросила России вызов, и последняя предприняла военное вмешательство, в результате чего Тбилиси лишился двух регионов — Абхазии и Южной Осетии.
Байден возродил украинскую мечту о вступлении в НАТО с целью оказать давление на Москву, несмотря на наличие фундаментальных препятствий, мешающих Украине присоединиться к альянсу. Речь идет о запрете на присоединение к НАТО государств, находящихся в состоянии конфликта со своими соседями. Россия пользуется этим положением, вступая в конфликт с этими государствами, и тем самым мешает им вступить в альянс.
Кроме того, расширение НАТО требует единодушного решения его членов (статья 10), чего также не наблюдается, поскольку страны альянса опасаются, что присоединение Украины заставит их выполнить положение о взаимной обороне (статья 5) и тем самым участвовать в военном противостоянии с Россией.
Второй и самый важный стратегический фактор — желание заставить Германию отказаться от проекта газопровода «Северный поток — 2».
Президент США Джо Байден находится под сильным давлением Конгресса, требующего ввести санкции на строительство трубопровода между Россией и Германией «Северный поток-2» и предотвратить его завершение. Однако он не спешит с подобным решением, поскольку оно может негативно повлиять на отношения американцев с Германией, а значит, и с Европейским Союзом. Немцы дали понять и Трампу, и Байдену, что не откажутся от близкого к завершению проекта. Как известно, они вложили в него более 16 миллиардов евро.
Американцы пытались подтолкнуть Германию к импорту энергоносителей из Соединенных Штатов в качестве альтернативы российскому газу, но помешала более высокая цена. Они спешат предотвратить завершение строительства газопровода из-за огромной экономической выгоды, которая будет гарантирована россиянам в дополнение к стратегическому преимуществу в виде монополизации поставок энергоносителя в Европу. Это обретает ещё большую актуальность в свете окончательного перехода Европейского Союза на газ к 2030 году в связи с экологическими соображениями.
Таким образом, существует целый ряд факторов, подталкивающих президента США к дальнейшим провокациям, чтобы россияне пошли на ограниченный военный конфликт с Украиной (НАТО не будет участвовать в ее защите в данном случае). Как полагают некоторые члены американской администрации и сотрудники аналитических центров, любой военный конфликт или нападение России на Украину может поставить немцев в затруднительное положение, из-за чего они будут вынуждены заморозить работы по газопроводу «Северный поток — 2».
В лучшем случае администрация Байдена надеется добиться того, что эскалация станет рычагом давления на россиян с целью продления контрактов на поставки энергии Украине (заканчивающиеся в 2024 году) еще на 10 лет. Это даст ей время на поиск альтернативных источников энергии для Европы.