Нынешнее обострение на Донбассе — не просто игра нервов и мускулов, а системное продолжение экспансионистской политики Кремля.
Его главной целью все эти годы был и остается подрыв государственности Украины, создание имиджа «несостоявшегося государства». Москва и дальше будет методично двигаться в рамках установленной цели, независимо от того, состоится вооруженное наступление сегодня или завтра. Москва не откажется от своей цели, поэтому единственным действенным и правильным для Киева при этих обстоятельствах подходах было бы демонстрировать готовность дать решительный отпор, а также продолжать работу по консолидации проукраинской международной коалиции.
Политика «заглядывания в глаза Путину» в поисках мира привела исключительно к двум потерянным годам и отходу Украины от ключевых переговорных и оборонных позиций. Надеюсь, что Банковая наконец-то получила необходимую вакцину от вируса умиротворения Кремля. Безволие Банковой по деэскалации ситуации, в то время как Кремль наступательно действовал на информационном и дипломатических фронтах, откровенно удивляла и пугала. Но это не повод для паники, а мотивация к системной работе над ошибками. Благо в рамках взятых обязательств есть достаточно пространства для маневра.
Первое: следует вернуть украинские подразделения на позиции, с которых они были отведены на протяжении двух лет. На переднюю линию снова вывести контрснайперские группы. Возобновить приостановленную активность разведывательных групп. Должны быть сняты все запреты, которые потенциально подвергают риску наших защитников. Нужны также реальные шаги по усилению обороноспособности, передача военным новых разработок. Необходимо добиваться договоренностей с партнерами для получения нашими военными сверхсовременного оборудования и вооружения, которое дало бы возможность в реальном времени отслеживать все действия российских оккупационных войск и гарантировать неотвратимость ответа на любые вражеские провокации. Оборонный щит должен быть усилен по всему периметру потенциальной российской угрозы.
Важна разведывательная координация с нашими партнерами. Кремль должен понимать, что все его агрессивные планы читаются, и никаких неожиданностей не произойдет. Наша команда в свое время создала уровень доверия, необходимый для получения разведданных от западных партнеров. Срыв спецоперации по задержанию российских военных преступников из частной армии Вагнера это доверие подорвал. Нужно провести тщательное расследование «вагнергейта».
Второе: должна быть проведена инвентаризация переговорных позиций. Пора прекратить бессодержательные и сумбурные инициативы, которые ни к чему другому, кроме подрыва доверия со стороны наших партнеров, не ведут. Украина должна вернуть себе реноме надежного и рассудительного игрока и утраченную инициативу в общении с западными партнерами, чтобы не допустить повторения сепаратных контактов Берлин — Париж — Москва. Мы должны уважать и ценить наших партнеров и формулировать, как мы уже неоднократно это делали, общую позицию с Берлином, Парижем и Вашингтоном. Недопустимым является нарушение введенного нами принципа «ничего об Украине без Украины».
После двух лет хождения окольными путями переговорщики должны наконец вернуться к разработке «дорожной карты» имплементации Минских договоренностей, настаивать на возобновлении контроля над границей, возобновить принцип «сначала безопасность». Кроме того, очередная эскалация еще раз показала, что без разворачивания международного присутствия по мандату Совета безопасности ООН на оккупированном Донбассе Украина и дальше будет ходить по кругу. В общем, нужно отказаться от принципа «лишь бы не так, как это делал Порошенко».
Третье: Украине нужно проведение настоящих реформ, которые на практике будут способствовать как постепенной интеграции в ЕС и НАТО, так и усилению ее внутренней устойчивости и поддержки со стороны партнеров. Пин-код к успеху — борьба с коррупцией, влиянием олигархов и очищение коридоров власти от российских агентов. Мы должны помнить золотое правило: Россия решится на наступательную военную операцию только тогда, когда будет чувствовать слабость нашего государства, когда цена агрессии будет минимальной. До этого она будет сосредотачиваться на гибридных методах именно для ослабления наших демократических институтов, общественного единства, коррумпирования верхушки. Банковая также должна отказаться от преследования оппозиционных политических сил, травли активистов и волонтеров, провоцирования с помощью сомнительных инициатив раскола в обществе, а также от услуг сомнительных советников. Нужно сосредоточиться на объединении всех здравых политических сил для защиты суверенитета и государственности Украины. Европейская солидарность готова подать в этом вопросе надежную руку поддержки.