Россия — один из игроков, в последние дни определяющих повестку дня в Европе. На момент написания статьи она наращивает силы вдоль границы с Украиной. В то же время Кремль критикуют за то, как он обращается с сидящим в тюрьме оппозиционным политиком Алексеем Навальным, который объявил голодовку и чье состояние становится все более плачевным.
Как недавно писал в Dagens Næringsliv Тур Буккволл (Tor Bukkvoll), это отчасти объясняет эскалацию конфликта с Украиной. Путину нужно показать, что ситуацию в Донбассе нельзя разрешить без учета российских интересов. Другими словами, Россия руководствуется внешнеполитическими факторами, когда выдвигает два синхронных аргумента: мы не являемся частью конфликта, но требуем стать частью его решения.
А пока в Европе и НАТО обсуждают намерения России, та крепче сжимает хватку вокруг Белоруссии. Но это остается незамеченным.
Почти невидимая российская аннексия
Выступление президента Владимира Путина перед Федеральным собранием ждали в напряженной атмосфере. В прошлом году Путин удивил всех, объявив о масштабных реформах и изменениях в конституции. Больше всего говорили о том, что теперь президент сможет еще дольше оставаться у власти. В этом году заранее шептались, что важной темой речи станет Белоруссия.
После переломных выборов в Белоруссии 9 августа 2020 года большая часть белорусского населения вышла на демонстрации за свободу и демократию. Александр Лукашенко, который возглавляет страну с 1996 года, встретил демонстрантов очень жестко. Более 35 тысяч человек с августа сидят в тюрьме. Постоянно сообщается о пытках и бесчеловечном обращении.
Пророссийские партии
На уровне политики Россия при содействии Лукашенко систематически работала над тем, чтобы поставить на ключевые посты в Белоруссии пророссийски настроенных лиц, в прошлом имевших отношение к сфере безопасности,. Путин заставил Лукашенко изменить белорусскую конституцию, отдав больше полномочий Национальному собранию, в котором он намерен привести к власти пророссийские партии.
С военной точки зрения Белоруссия представляет собой важную для Кремля буферную зону, ведь Путин не хочет, чтобы НАТО (или ЕС) приближались к России с запада. Вот уже несколько десятилетий страны ведут очень тесное военное сотрудничество. Благодаря этому у России есть доступ по суше к единственному анклаву — Калининграду. Белоруссию и Калининград разделяют всего 104 километра польско-литовской границы.
Эта граница, известная под названием Сувалкский коридор, занимает центральное место в планах НАТО по военному спасению Прибалтики в случае конфликта с Россией. Таким образом, контроль этих границ имеет стратегической значение как для НАТО, так и для России, и Белоруссия при этом играет ключевую роль.
Мощная эскалация
В последние месяцы Россия и Белоруссия стали проводить гораздо больше военных учений. Страны впервые подписали пятилетнее соглашение о стратегическом партнерстве. Кроме того, они решили создать общие военно-тренировочные базы в Калининграде, Нижнем Новгороде и Гродно.
База в Гродно — важная победа России, ведь она давно стремилась к постоянному военному присутствию в Белоруссии.
Кроме того, возникло множество теорий заговора, объясняющих, почему так необходимо тесное русско-белорусское сотрудничество. Например, против Лукашенко якобы планируется военный переворот при участии ЦРУ и ФБР.
Лукашенко под давлением
Недавно президент Лукашенко объявил, что скоро представит одно «очень серьезное принципиальное решение, которое будет иметь большой успех». Что это за решение, мы пока не знаем. Но Лукашенко в крайне тяжелой ситуации, и Россия извлечет из этого всю возможную выгоду.
Именно эта неопределенность и старательное использование окна возможностей, открывшегося после выборов в Белоруссии, — важная часть комплексной информационной стратегии России, которая постоянно проверяет, насколько хорошо мы понимаем ситуацию. Сейчас Европа обратила взор на Украину, а между тем в соседней стране ситуация не менее интересная, но о ней почти никто не говорит. Вопрос в том, насколько далеко зайдет интеграция, сильно ли мы потом удивимся и какие последствия все это будет иметь для белорусского населения.