Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Noonpost (Египет): Босния и Герцеговина. Примирение — способ оправиться от геноцида

© РИА Новости Наталья ГребенюкВид на Старый Мост в Мостаре, Босния и Герцоговина
Вид на Старый Мост в Мостаре, Босния и Герцоговина - ИноСМИ, 1920, 26.04.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Новые поколения в Боснии и Герцеговине не забыли былую трагедию и все еще живут в среде, где большое значение придаётся этнической принадлежности. Это отражает атмосферу недоверия между группами и питает неэффективную политическую систему, считает автор.

Говоря о мире в постконфликтных обществах, важно признать, что проблема не решается вместе с прекращением войны: играют важную роль память и опыт гражданского конфликта, изменения в мышлении, приверженность диалогу и другие факторы. Сегодня все это напрямую относится к Боснии и Герцеговине, столкнувшейся с геноцидом против определенной этноконфессиональной группы и где продолжаются попытки обеспечить лучшее будущее для всего общества.

Со страниц истории

Босния и Герцеговина — государство на юго-востоке Европы, граничащее с Хорватией, Сербией и Черногорией. На его территории существовали многие цивилизации, поэтому у страны богатая история в культурном, политическом и социальном планах. Вплоть до четырнадцатого века Босния и Герцеговина являлась крупным королевством, а после была завоевана и стала частью Османской империи.

Босния продолжала находиться под османским владычеством с середины пятнадцатого века до конца девятнадцатого века. Хотя османы принесли на ее территорию ислам, она оставалась домом для трех основных этнических групп. Боснийцы представляли большинство, далее следовали сербы, а за ними — хорваты.

Исламское завоевание внесло радикальные изменения в политическую ситуацию и культурную среду страны, поскольку в результате значительного увеличения числа принявших ислам мусульманская община славянского происхождения стала одной из крупнейших этноконфессиональных групп на данной территории. Тем не менее туркам до сих пор отдают должное за сохранение культуры и самобытности боснийского народа. В пределах империи современная Босния именовалась санджаком.

Терпимость во времена османского владычества нашла отражение во взаимодействии боснийцев с османской культурой: многие из них стали символами суфизма, поэзии и философской мысли на турецком, арабском и персидском языках. Они также внесли свой вклад в политическую историю Османской империи: некоторые боснийцы получили высшие должности в халифате, и ярким примером является великий визирь Мехмед-паша Соколович.

Ситуация в халифате начала меняться в конце семнадцатого века на фоне растущих противоречий. Они затронули и Боснию, где участились протесты против османского владычества. Карловицкий мир с ведущими европейскими державами обострил ситуацию в регионе, так как турки были вынуждены отказаться от большей части территории Венгрии, Трансильвании, Славонии в пользу империи Габсбургов, и Подолья в пользу Польши. Как следствие, османская территория сократилась, в Боснийский санджак стал провинцией на западных границах государства.

В течение следующих ста лет в стране бушевала чума, и в Боснии вспыхнуло несколько революций, а попытки модернизировать государство стали причиной вражды между аристократическими семьями и халифом. Знать выступила против предложенных реформ из-за страха лишиться привилегий, что привело к подъёму христианских регионов на востоке страны и знаменитому восстанию под предводительством Хусейна Градашчевича в 1831 году.

Османской империи удалось подавить восстание, но государство продолжало слабеть, в связи с чем вспыхнули новые беспорядки. В первую очередь речь идёт о событиях в Герцеговине, которые представляли собой массовое восстание крестьян в 1875 году из-за увеличения налоговых сборов. Балканские государства и великие державы использовали его и в конце концов вынудили османов уступить боснийскую территорию Австро-Венгрии согласно Берлинскому трактату в 1878 году.

В качестве австрийской территории

Босния и Герцеговина стала неотъемлемой частью двуединой Австро-Венгерской империи, и новые власти пытались завоевать популярность среди местного населения с помощью договорённостей.

Однако напряженность в определенных районах, особенно в Герцеговине, и социально-экономические волнения в процессе перераспределения экономических ресурсов и идеологической борьбы между хорватским регионализмом и сербским централизмом, сильно повлияли на ключевые этнические группы в Боснии, где главное место занимали боснийцы.

Во время Первой мировой войны многие жители Боснии и Герцеговины были мобилизованы в австро-венгерскую армию и отправлены к границам с Сербией и Черногорией, а сам регион занимал центральное место в военных планах. По этой причине война принесла боснийскому народу много лишений. Погибло более 300 тысяч человек, но это не дало никаких преимуществ, кроме того что территория Боснии и Герцеговины после распада Австро-Венгерской империи перешла под контроль Югославии.

Гражданский кризис

В 1990 году Хорватия, а затем Словения провозгласили независимость от Югославии, что поставило Боснию и Герцеговину и три населяющих ее народа в критическое положение. В стране произошел крупный раскол, который вскоре перерос в вооруженный конфликт, направленный на урегулирование вопроса относительно нахождения в составе югославского государства.

Подавляющее большинство сербов захотело остаться в составе федерации, в то время как боснийцы и хорваты подняли знамя независимости. В результате Сербская демократическая партия разожгла войну, ее депутаты покинули центральный парламент в Сараево и в октябре 1991 года сформировали свой парламент.

Этот шаг был нацелен против принципа трехстороннего межэтнического сотрудничества, лежащего в основе управления государством, и новый парламент пошёл на дальнейшую эскалацию конфликта и в 1992 году в одностороннем порядке провозгласил Республику Сербскую в составе Боснии и Герцеговины.

Хорваты поспешили отреагировать на шаги сербов, учредив так называемое Хорватское содружество Боснии и Герцеговины, и объявили о своем политическом, культурном и экономическом отделении и создании собственной армии. В этой ситуации обе стороны решили начать секретные переговоры по разделу Боснии между сербами и хорватами, в результате чего боснийские мусульмане осталось бы в проигрыше. Ситуацию усугубляло то, что они поддерживали исключительно единое боснийское правительство, не получавшее поддержки извне, а его вооруженные силы были плохо оснащены и не готовы к войне.

Несмотря на все эти противоречия и рост напряженности, международное сообщество признало независимость Боснии и Герцеговины, и усилило дипломатическое давление с целью вывода Югославской народной армии из регионов Боснии, что и было сделано.

Однако этот шаг вызвал недовольство в сербской армии, и при поддержке сербских властей они быстро захватили склады с запасами югославской армии, чтобы захватить как можно большую территорию.

Сербские силы атаковали мирные собрания мусульман в восточной Боснии и оккупировали их деревни и города с помощью местных сербов, участвовавших в разграблении и порче имущества боснийцев-мусульман. Массовые убийства и пытки привели к тому, что почти 2,2 миллиона боснийцев покинули свои земли, и эти события вошли в историю как худший пример военных преступлений.

Хорватский совет обороны также поспешил воспользоваться ситуацией и начал этническую чистку. Мусульман насильственно депортировали с территорий, где большинство местного населения составляли хорваты.

Геноцид

В стране начался геноцид. Сербы уничтожили около 200 тысяч боснийских мусульман и захватили 70% территории, что вынудило вмешаться международные державы, а также альянс хорватских и боснийских мусульман.

Последнему удалось вернуть земли Хорватской республики и освободить автономную область Западная Босния. Все это сопровождалось параллельными шагами Организации Объединенных Наций во главе с генеральным секретарем Бутросом Бутрос-Гали.

21 февраля 1992 года Совет Безопасности принял резолюцию № 743 о направлении в страну миротворческой миссии United Nations Protection Force (UNPROFOR) для спасения жизни местного населения и оказания гуманитарной помощи беженцам до окончания войны.

Кроме того, Совет Безопасности принял решение запретить полеты над Боснией, но запрет был нарушен, и сербы продолжали совершать преступления против мусульман. Потом вмешалось НАТО: в августе 1995 года началась операция «Обдуманная сила» с участием 15 стран.

400 самолетов и 5000 военнослужащих под командованием адмирала Лейтона Смита атаковали 338 целей боснийских сербов, уничтожив артиллерийские и минометные объекты в Сараево и его окрестностях, и несли прямую ответственность за нападения на безоружных гражданских лиц.

Боснийские сербы были вынуждены приостановить свои преступные операции, вывести тяжелое оружие из Сараево и выполнить условия, выдвинутые Организацией Объединенных Наций, тем самым добившись прекращения военной операции НАТО. В ноябре благодаря международным дипломатическим усилиям были подписаны Дейтонские соглашения.

Справедливость переходного периода

Как только война завершилась, каждая из сторон конфликта начали подсчитывать свои потери. Появилось множество интеллектуалов самых разных взглядов, и все они предложили свое прочтение горького опыта, придя к выводу, что главной причиной случившегося стали авторитарные тенденции и усиление националистических настроений.

Все подчеркивали необходимость поверить в тезис, что они — всего лишь разновидность балканского племени, чья ненависть сохранялась на протяжении веков. Они призывали к признанию без какой-либо двусмысленности, что за недовольством, вылившимся в конфликт, стояли попытки демократизировать насилие, которое в конечном итоге вышло из-под контроля и охватило все пространство.

В обществе утвердилось убеждение, что придание насилию демократической формы со временем приводит к утрате государством монополии на власть, и все силы пересматривают понятие справедливости, будь то законные игроки или преступные группировки. Это было главной причиной хаоса, который устранил различие между формальной и неформальной деятельностью, частной и общественной, законной и незаконной.

Подобный общественный диалог и взаимное признание способствовали включению в Дейтонские соглашения всего, что гарантировало бы создание прочного фундамента для установления мира в Боснии и Герцеговине, а также прекращения межэтнической войны и вооруженного конфликта, длившегося на Балканах три года.

Делегации возглавили президент Сербии Слободан Милошевич, президент Хорватии Франьо Туджман, в то время как Боснию и Герцеговину представлял президент Алия Изетбегович.

Соглашение предусматривало создание (при всеобщем согласии) единого суверенного государства, известного как Босния и Герцеговина, состоящего из двух частей: Республики Сербской, которая в значительной степени населена сербами, и Федерации Боснии и Герцеговины, населенной хорватами и боснийцами. Между ними (на северо-востоке страны) находится мультиэтнический регион Брчко. Было решено, что каждая из сторон назначит своего арбитра в этом регионе.

Дейтонские соглашения заложили основу для стратегического и всеобъемлющего плана по привлечению к ответственности, возмещению вреда, расследованию событий, восстановлению доверия граждан к институтам и предотвращению нарушений прав человека в будущем.

Процесс примирения учитывал местные реалии. Поскольку этнические группы в Боснии и Герцеговине поддерживают свою религиозную идентичность, во время примирения в качестве основных действующих лиц использовались религиозные институты.

Хотя некоторые люди не соглашались с таким подходом, боясь усиления этноконфессиональных настроений в стране на фоне участия религиозных лидеров в урегулировании политических и этнических разногласий, их вмешательство способствовало улучшению ситуации. Так, действующие лица стали лучше понимать характер ситуации на местах, и обращение за помощью к религиозным институтам доказало, что без учета религии мир на этой земле не возможен.

Остановить войну или продолжить?

Новые поколения в Боснии и Герцеговине, выросшие на отголосках былой трагедии, все еще живут в среде, где большое значение придаётся этнической принадлежности. Это отражает атмосферу недоверия между группами и питает неэффективную политическую систему, где отсутствует долгосрочная стратегия по причине будущей смены власти. Она может серьезно подорвать стабильность в стране.

Тем не менее полученный опыт был очень важен для всех поколений и указал на необходимость диалога и прекращения конфликтов между элементами одного общества. Укрепилось убеждение, что важно говорить правду о случившемся, так как это помогает установить более доверительные отношения на пути к созданию современного общества, свободного от этноконфессиональных разногласий и конфликтов.

Экономический аспект примирения в боснийском обществе оказался успешным, несмотря на проблемы в политической плоскости. Были учтены интересы всех, независимо от их этнической принадлежности, что позволило достичь консенсуса и взаимодействия между экономически противоположными группами. Кроме того, со временем экономические приоритеты меняются и расходятся с этническими интересами, что подталкивает к дальнейшей консолидации общества.