Обнародованы результаты исследования общественного мнения «Будущее Грузии», организованного Европейским центром Карнеги и «Фондом Левана Микеладзе», финансируемым и поддерживаемым западными посольствами, фондом Сороса и прочими грантоедскими заведениями. Само исследование было оплачено правительством Швеции. Оно было посвящено ряду актуальных вопросов внешней политики Грузии, отношению к меньшинствам и истории страны. В нём приняли участие почти 2 тысячи респондентов.
Результаты опроса показали, что, хотя грузины заявляют о поддержке проевропейского курса их страны, их ценности и убеждения мало соответствуют европейским.
98% опрошенных заявили о том, что они гордятся гражданством Грузии. 94% считают, что если представитель этнического меньшинства хочет поступить на государственную службу, он должен владеть грузинским языком. 92% заявили, что граждане Грузии должны говорить по-грузински, а половина — что гражданин Грузии должен быть православным. 30% респондентов вообще считают, что гражданство Грузии должны иметь лишь этнические грузины.
70% грузин согласились с тем, что войны, которые Грузия вела с момента обретения независимости, показали необходимость большей толерантности страны и её населения к национальным меньшинствам. В то же время, 47% опрошенных считают этнические и языковые меньшинства потенциальной угрозой для безопасности Грузии, не согласны с этим 42%.
54% респондентов согласны с тем, что правительству следует предоставлять услуги населению на языках нацменьшинств наряду с грузинским. Однако, 62% не согласны с тем, чтобы уличные указатели были на языках меньшинств, а 65% не согласны с использованием языков меньшинств в судах.
15% считают, что в парламенте слишком много представителей нацменьшинств, 56% считают, что их достаточное количество, а 17% — что их слишком мало. 6% считают, что в парламенте слишком много женщин, 36% считают, что их достаточное количество, а 46% — что их слишком мало. 54% опрошенных считают, что увеличение количества парламентариев-женщин позитивно бы повлияло на Грузию, но относительно нацменьшинств так считают лишь 20%. Особенно «неевропейскими» остаются взгляды грузин на гомосексуализм и нетрадиционную сексуальную ориентацию — лишь 4% опрошенных согласны с тем, что увеличение количества представителей «LGBTQ» в парламенте имело бы позитивное влияние, а 69% считают, что это стало бы негативным шагом.
Грузинская православная церковь (ГПЦ) имеет особый статус в соответствии с конституцией страны. 62% поддерживают этот статус, 19% с ним не согласны, а 17% затрудняются с ответом. 83% заявили о том, что ГПЦ очень важна для их семьи, 80% согласны с тем, что ГПЦ способствует сохранению моральных ценностей в обществе, 79% согласны с тем, что ГПЦ — основа грузинской идентичности. 35% опрошенных согласны с тем, что ГПЦ приносит пользу Грузии, сближая её с Россией, 33% с этим не согласны, а 30% не определились с ответом.
39% респондентов считают, что наибольшую поддержку Грузии оказывает ЕС, 24% — США, 13% — Россия, 15% — что никто из них, а 8% затрудняются с ответом. Авторы исследования отмечают, что Россию больше поддерживают жители сельской местности, малообеспеченные, с более низким уровнем образования, представители нацменьшинств и лица старшего возраста.
В ответ на вопрос «Если бы вам пришлось выбрать между восстановлением контроля над Абхазией и Южной Осетией или членством в НАТО и ЕС, что бы вы выбрали?», 78% грузин ответили, что предпочли бы восстановление контроля над утраченными территориями, и лишь 13% выбрали бы членство в западных союзах.
78% опрошенных поддерживают интеграцию Грузии в ЕС, 14% против членства в ЕС и 8% не ответили на этот вопрос. 48% считают, что грузинской интеграции в ЕС мешает конфликт с Россией по поводу статуса Абхазии и Южной Осетии, 42% также считают, что ей мешает российская антизападная пропаганда. 39% опрошенных считают, что ЕС является угрозой грузинским традициям, 50% с этим не согласны.
64% респондентов согласны с тем, что распад СССР был благом для Грузии. 28% с этим не согласны, 9% затруднились с ответом. Более склонны не жалеть о распаде Советского Союза молодёжь, жители Тбилиси, люди с высоким уровнем образования и высокими доходами, этнические грузины.
57% грузин считают, что войн с Абхазией и Южной Осетией в 90-е годы можно было бы избежать; не согласны с этим лишь 18%. 28% опрошенных считают, что было сделано всё возможное, чтобы избежать войны в августе 2008 года, а 55% так не считают.
47% грузин считают, что их страна — ведущая демократия на постсоветском пространстве; не согласны с этим 32%, а 21% затрудняется с ответом. 35% считают, что со времени обретения независимости история Грузии видела больше неудач, чем успехов; не согласны с этим 54%. 25% считают, что после обретения независимости Грузия ни разу не развивалась в правильном направлении; не согласны с этим 63% грузин.