Примерно в 1030 году Норвегия официально стала христианской страной. Но простые люди начали отмечать Пасху далеко не сразу, рассказывает Мерете Томассен (Merete Thomassen), доцент кафедры литургики Университета Осло.
«Понадобилось время, чтобы праздник стал народным. Это заняло от 50 до 100 лет», — рассказала она Forskning.
Пасха упоминается в сагах о самых ранних христианских королях — Олафе Трюггвасоне и Олафе Святом, которые правили в конце X — начале XI века. Об этом нам поведал Херлейк Баклид (Herleik Baklid), доцент кафедры культуры, религии и социальных наук Университета Юго-Восточной Норвегии.
Вопросы без ответов
«В законах 1270 года Пасха обозначена как праздничный день, — рассказывает Баклид. — Полагаю, в то время ее уже точно отмечали».
Ученые не смогли найти точного ответа на вопрос, когда именно Пасха стала официальным праздником в Норвегии.
«Также нет ответа на многие вопросы о ранних пасхальных обычаях, — говорит Баклид. — Но мы были католиками, а католическая церковь имела обыкновение воссоздавать библейские истории».
По словам Баклида, нет никаких свидетельств того, что это делалось и в Норвегии, но, судя по другим странам, в Страстную пятницу воссоздавалось погребение Христа.
В национальных музеях Копенгагена и Хельсинки есть гробницы и скульптуры, изображающие Христа и его раны.
«И еще люди становились на колени перед крестом. Оттуда пошло наше выражение „подползти к кресту" (то есть подчиниться, признать что-то — прим. перев.)», — говорит он.
От пьянки к посту
«Старые христианские праздники часто связывались с более древними традициями», — рассказывает Мерете Томассен. Она приводит в пример Йоль. До христианства с его Рождеством это был скандинавский солярный праздник — жертвоприношение середины зимы.
«Вероятно, у викингов были и весенние вечеринки, а также празднества во имя плодородия», — говорит Томассен.
На торжествах викингов пиво и другая выпивка всегда текли рекой, а столы ломились от еды, в том числе от свинины. На праздниках викинги не экономили. Пасха же с этим резко контрастирует. Как же удалось убедить язычников изменить обычаям?
«В конце X века Олаф Трюггвасон заявил, что жертвоприношения и другие скандинавские праздники должны прекратиться. Вместо этого он ввел новые — в том числе Пасху», — рассказывает Херлейк Баклид.
Иисуса представляли как воина?
Чтобы убедить язычников отмечать праздник в христианском стиле, им, возможно, пришлось рассказать несколько интересных историй. Потому что не все в Иисусе им было легко принять.
«Викинги очень много внимания уделяли позору и чести. А прощать было вообще нельзя. По мнению викингов, прощают только слабаки», — говорит Томассен.
Зато другая часть сюжета могла им понравиться больше.
«Смерть и воскресение Иисуса, вероятно, больше пришлись по вкусу скандинавам. Образ торжествующего воина, победоносно вернувшегося из царства мертвых скорее приличествовал боевому народу».
Христианизация Норвегии отчасти началась с прибытием в Скандинавию ирландских монахов, которые начали учить вояк милосердию, оказывая им медицинскую помощь. По мнению Томассена, это тоже произвело впечатление.
И когда в Норвегии ввели празднование Пасхи, к нему отнеслись очень серьезно.
Следовало страдать вместе с Христом
«В Средние века Страстная пятница была днем горя и покаяния. Церковь отмечала распятие Христа», — объясняет Баклид.
В некоторых странах люди даже добровольно шли на крест, чтобы пострадать вместе с Христом. Неизвестно, случалось ли подобное и в Норвегии, но норвежцы страдали вместе с Иисусом другими способами.
За примерами Херлейку Баклиду не пришлось ходить дальше собственной фермы. В Страстную пятницу были принято работать до полусмерти.
«Я знаю, что еще в начале XX века на ферме моих предков в этот день обычно мыли хлев, потому что следовало заниматься какой-нибудь тяжелой и непривычной работой. Надо было страдать с Христом. Думаю, эта традиция корнями уходит в Средние века».
В книге под названием «Старый Сетесдаль» (Gamalt or Setesdal) писатель Йоханнес Скар (Johannes Skar) тоже пишет о похожих обычаях на Страстную пятницу.
Мужчины набирали песка в обувь и ходили по самым плохим лесным дорогам, пока не начинала течь кровь. А женщины чистили и мыли чердаки.
Двоюродная бабушка Баклида рассказывала ему о человеке, который всю Страстную пятницу рубил в лесу дрова, чтобы немного пострадать. «Это было своего рода отождествление себя со страдающим Христом».
Конец поста
Великий пост был важной частью норвежской Пасхи.
«Во время поста, 40 дней до Пасхи, ели мало и очень простую еду», — рассказывает Томассен.
Сейчас немногие христиане соблюдают пост по религиозным причинам.
«Пасха стала очень уютным и милым праздником, а всего 100 лет назад это еще было не так», — говорит исследовательница.
Для жителей Норвегии Пасха обрела новое значение, поддерживает Баклид.
«Пасха стала передышкой»
«Во-первых, раньше Пасха, вероятно, имела большее значение», — говорит он.
История о том, что Иисус умер за грехи людей, несла в себе не только горе, но и радость, ведь в первый день Пасхи он воскрес. Сейчас религиозный заряд уменьшился. «Сейчас Пасха — это скорее передышка от работы, развлечение», — объясняет Баклид.
Но церковь и пасхальные богослужения по-прежнему важны для многих норвежцев. «Церковь забирается даже высоко в горы, где у многих норвежцев дачи», — говорит Баклид.
Металл церковных колоколов заменяли на дерево
Неделя перед Пасхой называется «тихой». Раньше это было временя, когда полагалось всерьез задуматься. Надо было прочувствовать, как Иисус приближался к страданиям.
В Средние века церковные колокола приглушали. По словам Баклида, никакой громкий шум не допускался.
Понедельник, вторник и среда «тихой недели», как и сейчас, были рабочими днями. «Но работать нужно было как можно меньше. Также полагалось поменьше есть и только постную пищу», — говорит Томассен.
В Чистый четверг начинается празднование Пасхи.
«В Чистый четверг Христос омыл ноги своим ученикам, вот почему он так называется. Нужно было обязательно причаститься и отстоять богослужение», — объясняет Томассен.
Страстная пятница была для христиан важнейшим днем.
«В Страстную пятницу Иисус умер. Это единственный день, когда бог мертв. В этот день на службах нет музыки, и колокола не звонят».
«Не зажигают ни единой свечи, но можно положить на алтарь пять роз, символизирующих пять ран Иисуса. И это единственный день, когда в норвежских церквях используется черный цвет», — добавляет Томассен.
Ночное богослужение
Когда Норвегия стала христианской страной, отмечать пасхальную ночь вошло в обычай. Согласно Библии, в эту ночь три женщины пришли к могиле Христа, чтобы смазать его тело благовониями.
На восходе полагалось проводить службу. На ней крестили новых христиан — взрослых, рассказывает Томассен. Крестить новорожденных тогда еще не было принято.
Во время Реформации в 1530-х годах традиция богослужения на заре ушла. В Норвегии это было сложно воплотить в жизнь, ведь расстояния между церквями были огромными, и людям приходилось выезжать посреди ночи, чтобы успеть на службу.
Поэтому важнейшим стало богослужение в первый день Пасхи. Люди отправлялись в церковь всей семьей, омывшись снаружи и очистившись изнутри. Причастие было обязательным, говорит Томассен.
Ведро воды в постель
Существовали и более мирские пасхальные обычаи
«Бывало, парни ранним утром прибегали к девушкам, еще лежавшим в постелях, и выливали на них ведро холодной воды. Думаю, этот обычай не считался особенно приятным», — говорит Баклид.
Откуда это пошло, неизвестно — вероятно, это было просто развлечение. Может быть, таким образом парни пытались сблизиться с девушками.
«По-моему, это не лучший способ сойтись с девушкой. Вряд ли кто-то сочтет такое свидание удачным».
Традиции живут дальше
И хотя сегодня Пасха — это больше праздник и развлечение, чем повод вспомнить о страданиях Христа, многие продолжают соблюдать такие давние традиции, как присутствие на богослужении и причастие.
А в последнее время возобновилась и исчезнувшая после Реформации старая традиция проводить пасхальное богослужение ночью. Все началось в церкви Гамле-Акер (в Осло — прим. перев.) пару десятилетий назад, рассказывает Томассен. Давний обычай постепенно обретает все больше сторонников.
Да и само древнее слово «Пасха» вполне в ходу. Оно происходит от названия еврейского праздника Песах — «проходить мимо, миновать» на иврите.