Волна «новой этики» и «культуры отмены» докатилась и до Швейцарии. В стране, затихая и разгораясь снова, идут дебаты о колониализме, расизме, о феминитивах в языке и о том, что лучше использовать для обозначения «языковой инклюзивности» — звездочки или двоеточия.
Слов нет, каждое поколение, наверное, обязано заново оценивать и переоценивать свои как историю, так и современность на основе новых открывающихся источников и с соблюдением этики научного познания.
В Цюрихе как раз сейчас идет очередной раунд дебатов на тему о том, насколько этот город был замешан в мировых работорговле и колониализме, не является слово «мавр» (Mohr) расистским словом и не следует ли переименовать все улицы и площади, в названиях которых присутствует этот корень.
Местные цюрихские депутаты от швейцарской партии «Либералов» (FDP.DieLiberalen) Ясмин Буржуа (Jasmin Bourgeois) и Пёрпарим Авидили (Pёrparim Avidili) предлагают, по информации газеты NZZ, оставить все как есть, снабдив соответствующие места в городе, здания и прочие памятники «констекстуализирующими» информационными стендами «критического характера».
Одновременно они предлагают точно такую же «контекстуализацию» провести в отношении мест, связанных с пребыванием в городе Владимира Ленина. По их информации в рамках «дебатов о расизме и колониализме» городские власти не стали удалять памятную табличку «в честь вождя русской революции», размещенную на стене дома на улице Шпигельгассе, где «вождь» жил, установив рядом, по их мнению, «выдержанный в некритическом тоне» информационный стенд с дополнительной информацией».
Городские власти, разумеется, придерживаются противоположного мнения. Как сообщил в ответ на наш запрос Лукас Виггер (Lukas Wigger, Kommunikation Präsidialdepartement), «перед табличкой на стене дома, о которой вы упомянули, находится очень заметная большая черная информационная доска с дополнительной информацией. На ней также есть QR-код, который ведет на сайт, где можно найти еще более подробную форму контекстуализации».
Теперь каждый «может прогуляться по горе Цюрихберг и посидеть в траве там же, где сидел и вкушал шоколад Ленин, тогда как куда релевантнее было бы напоминать о том, сколь велики были горе и мучения, причиненные его режимом и для какого большого количества невинных людей Ульянов с его идеологией стал олицетворением ужасов, страданий и смерти».
А каково Ваше мнение? Следует ли удалить из городов Швейцарии все памятные знаки, связанные с Лениным? Или достаточно провести «критическую констекстуализацию»? Или следует оставить всё, как есть?