Весной первая американская атомная подводная лодка пришвартуется в гражданском промышленном порту Грётсунн в Тромсё.
После этого атомные подводные лодки станут заходить туда регулярно. Впервые в истории атомные подводные лодки будут постоянно присутствовать в норвежском гражданском порту.
Вызвавшие множество споров атомные подводные лодки в понедельник вечером обсуждались на публичном собрании в Тромсё в отеле Clarion The Edge.
Бабушка и внук встревожены
73-летняя Бенте Брокс (Bente Brox, 73) пришла на эту встречу с 13-летним внуком Исаком Броксом Кране (Isak Brox Krane). Ее внук — член «Зеленой молодежи» (Grønn ungdom), он скептически настроен по поводу наращивания сил, направленных против России.
«Я на пенсии, я бабушка и выступаю за мир и против ядерного оружия. Этот вопрос меня волнует. Меня волнует, что эти атомные подводные лодки окажутся так близко от города Тромсё. И даже если они говорят, что аварий с ними не бывает, понятно, что может быть все. А последствия будут огромными».
Ее внук Исак Брокс Кране тоже обеспокоен.
«Я считаю, очень глупо размещать атомные подводные лодки так близко от Тромсё, ведь может случиться какое-нибудь несчастье. К тому же я вообще считаю, что глупо постоянно выступать против России, как это сейчас делает Норвегия», — заявляет 13-летний подросток.
Считает Бакке-Йенсена наглым
У бабушки Брокс найдется несколько жестких слов и в адрес норвежского министра обороны.
«Меня ужасно раздражает этот Бакке-Йенсен, который сказал, что все политики Тромсё — любители. Наглый он».
Накануне публичной встречи в Тромсё Бакке-Йенсен сказал VG по поводу протестов, что жители города и местные политики «витают в облаках, утратили представление о реальности».
«По-моему, это было очень высокомерно. И грубо. Считаю, можно было вовлечь людей в этот процесс гораздо раньше, проводить публичные встречи и давать больше информации, чтоб мы чувствовали, что нас принимают во внимание. Вместо этого все это нам навязывают, не спросив нашего мнения», — говорит Брокс.
Обязательства перед НАТО
Министр обороны начал встречу с рассказа, какие у Норвегии обязательства перед НАТО.
«В рамках сотрудничества по НАТО мы должны обеспечивать военную поддержку странам-союзникам. Чтобы действительно иметь возможность оказать такую поддержку, союзным войскам нужно участвовать в совместных учениях», — сказал министр.
«Мы не хотим усиливать напряженность в отношениях с Россией и поэтому наложили собственные ограничения на участие союзников в норвежской военной деятельности», — ответил он.
Муниципалитет: план действий продуман
Также Бакке-Йенсен заявил, что на время присутствия атомной подводной лодки в гражданском порту там будет организовано столько же караульных и контрольных постов, как и в военных портах.
«Вдобавок вход в Грётсунн проще, а значит, безопаснее, чем в Олавсверн», — говорит он, имея в виду закрытую сейчас военную базу подводных лодок Олавсверн в Тромсё, принадлежащую на сегодняшний день в том числе мэру Тромсё Гуннару Вильхельмсену (Gunnar Wilhelmsen).
На встрече также присутствовал директор Управления радиационной защиты и ядерной безопасности Пер Странд (Per Strand). Он заверил, что Управление будет выдавать разрешение на заход подводной лодки в каждом отдельном случае и постоянно проводить проверки, а также подчеркнул, что специалисты продумают план действий на случай непредвиденных обстоятельств.
Председатель муниципалитета Тромсё Стиг Туре Юхансен (Stig Tore Johansen) заверил, что все необходимые схемы действий у них уже готовы.
«Мы продумали все необходимые схемы действий и сейчас занимаемся их шлифовкой и усовершенствованием», — говорит Юхансен.
Проверить нельзя
Бакке-Йенсена спросили, есть ли у Норвегии право контролировать наличие ядерного оружия на американских атомных подводных лодках. Он ответил отрицательно, сославшись на доктрину Брателли от 1975 года, которая гласит: «Условие, которое мы ставим для всех прибывающих к нам иностранных военных кораблей, заключается в том, чтобы у них на борту не было ядерного оружия. Норвежские власти рассчитывают, что и наши союзники, и другие ядерные державы будут уважать это условие».
Он ответил конкретно: «Мы не можем подняться к ним на борт и проверить, есть ли там ядерное оружие. Мы им сказали, что в наших водах такого оружия быть не должно, и ожидаем, что это будет выполнено», — сказал министр обороны.
Скептически относятся к заходу подлодок
Жительницы Тромсё подруги Ангелика Буйерде (Angelika Bugjerde) и Будиль Марие Винтер (Bodil Marie Winter) тоже критически настроены относительно идеи принимать атомные подлодки.
Буйерде эти подводные лодки тревожат по нескольким причинам.
«В случае катастрофы последствия будут просто огромными. Это ведь очень страшно. Меня такая перспектива сильно пугает. У меня есть дети и внуки, и мне кажется, что я просто обязана следить за этой ситуацией».
Раньше не было никакой информации
Обе считают, что собрание — это очень хорошо, но, по их мнению, информация о прибытии подлодок появилась в последний момент. И так думают не только они.
Бакке-Йенсену пришлось отвечать на несколько сообщений, горожане жаловались на отсутствие информации.
«Если сложилось впечатление, что они получили слишком мало информации и она поступила слишком поздно, это прискорбно. Мы надеемся быстро исправить эту ситуацию с помощью информационной работы, которую мы сейчас ведем — в том числе и на этой встрече», — сказал министр обороны после выступления.
Винтер говорит, что после встречи ей стало немного спокойнее — риск не так велик, как она боялась.
«Слова Франка (Бакке-Йенсена) звучали убедительно, надо признаться. Хотя я не во всем с ним согласна. Он же политик, умеет хорошо говорить», — говорит Винтер.
Страшный сценарий с эвакуацией
Управление радиационной защиты и ядерной безопасности спросили о самом страшном из возможных сценариев в случае катастрофы.
«В случае серьезной катастрофы, когда все, что можно, идет не так и погода самая неблагоприятная, может понадобиться эвакуация на расстояние до двух километров от места происшествия. Также, возможно, будет рекомендовано не выходить на улицу и принимать таблетки йода. Нет никаких признаков того, что уровень радиации может вырасти настолько, что придется эвакуировать весь город Тромсё», — прокомментировала Астрид Лиланн (Astrid Liland), исполняющая обязанности руководителя отдела подготовки к чрезвычайным ситуациям в Управлении радиационной защиты и ядерной безопасности.