Когда Суэцкий канал в марте был заблокирован на целую неделю, Россия поспешила выйти на сцену и высказалась в пользу гораздо более короткого морского маршрута, который пролегает в Арктике.
Россияне тратят большие средства на развитие этого транспортного пути, чтобы он стал привлекательным для международного судоходства. Льда в Арктике все меньше, а значит, и маршрут становится более проходимым. К тому же новые мощные ледоколы могут прийти на помощь, упрощая судам проход.
Сегодня большая часть грузовых перевозок между Азией и Европой совершается через Суэцкий канал. Но на отрезке между Йокогамой и Роттердамом можно сэкономить почти 15 дней, если выбрать альтернативный маршрут по Северному морскому пути. Он примерно на 40% короче.
Но, хотя затраты на топливо в этом случае ниже, на севере компании должны рассчитывать на значительные дополнительные расходы по другим статьям.
«Политически невозможно»
В воскресенье NRK сообщала, что, по мнению директора Центра моря и Арктики Яна-Гуннара Винтера (Jan-Gunnar Winther), норвежские власти должны прикладывать гораздо больше усилий для развития северного морского маршрута.
Заместитель главы МИД Норвегии Аудун Халворсен (Audun Halvorsen) ответил, что норвежские власти хорошо осведомлены о судоходстве в Арктике и поддерживают тесное общение с представителями этой отрасли. Министерство иностранных дел финансирует аналитическую работу, направленную на развитие морского трафика на севере, и совершенствует правила судоходства в норвежских водах, в том числе посредством запрета на перевозку тяжелой нефти вблизи Шпицбергена. Однако Халворсен не исключает, что может понадобиться экспертная оценка ситуации, как об этом сказал и Винтер.
Хербьёрн Ханссон (Herbjørn Hansson) — член совета директоров и руководитель Nordic American Tankers (NAT), одной из крупнейших танкерных компаний в мире. Вот что он говорит о морском маршруте к северу от Сибири.
Хербьёрн Ханссон: Полагаю, что использовать этот маршрут политически невозможно.
NRK: Почему?
— Россия считает Запад своим злейшим врагом. Не представляю ситуации, чтобы она захотела пустить злейшего врага к самому своему побережью.
«Если бы мы пустили корабли по этому маршруту, нам бы понадобилась помощь российских ледоколов. Десять дней пришлось бы идти по районам, которые находятся невероятно далеко от ближайших спасательных центров — это „нейтральная зона". Поэтому ходить там небезопасно как с точки зрения здоровья экипажа, так и с точки зрения влияния на окружающую среду», — говорит Ханссон.
Некоторые суда Nordic American Tankers курсируют между западным побережьем США и российским Владивостоком. Но на Северный морской путь они не заходят. Ханссон также указывает на такие негативные факторы, как опасность повреждения судов, износ оборудования и, как следствие, повышенный расход топлива.
Хотят увеличить объемы перевозок в четыре раза
В последние годы Россия вложила значительные средства в расширение портов на побережье Сибири. Строятся несколько новых атомных ледоколов. Увеличился потенциал поисково-спасательных служб. Сейчас россияне намерены проложить оптоволоконный кабель, чтобы обеспечить связь вдоль всего сурового сибирского побережья.
Для президента Владимира Путина Арктика — стратегическое направление развития. Россия хочет добиться круглогодичного судоходства по Северному морскому пути. В 2019 году Путин заявил, что Россия увеличит там морской трафик в четыре раза.
Ранее российское Министерство энергетики сообщило, что в прошлом году по Северному морскому пути перевезли около 33 миллионов тонн в год. Это был рекорд. К 2024 году в России рассчитывают достичь 80 миллионов тонн.
К увеличению трафика приведет работа завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) на полуострове Ямал. В ближайшие годы на мировой рынок будут поступать очень большие партии сырья с этого завода.
В конце марта гигантский контейнеровоз сел на мель в Суэцком канале и на неделю перекрыл все движение.
«В связи с этим очевидно, что необходимо думать о том, как обеспечить эффективное управление транспортными рисками и развивать альтернативные Суэцкому каналу маршруты, прежде всего Северный морской путь, необходимость дальнейшего развития которого и высветил инцидент в Суэцком канале. Соответственно привлекательность СМП будет расти как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе. Альтернативы нет», — сказал российский дипломат Николай Корчунов агентству Интерфакс.
Тема в Арктическом совете
Корчунов представляет Россию в Арктическом совете — организации, в рамках которой сотрудничают восемь арктических государств. В конце мая Россия станет председателем Арктического совета на ближайшие два года.
По словам Корчунова, навигация в арктических водах будет важной темой для России в Арктическом совете.
«Это поможет нам продвигать и развивать Северный морской путь», — говорит Корчунов.
Китай тоже проявляет большой интерес к Северному морскому пути. В январе 2018 года китайские власти представили амбициозный план «Полярного шелкового пути». Цель — развитие судоходных маршрутов в Арктике в сотрудничестве с другими странами.
«Может изменить мировое судоходство»
В прошлом году в северной части Сибири было необыкновенно тепло, и льда на море вдоль побережья осталось рекордно мало. Потепление в Арктике происходит в два раза быстрее, чем в остальном мире.
Элизабет Бьюкенен (Elizabeth Buchanan) из Университета Дикина считает, что изменение климата в Арктике, влекущее за собой уменьшение ледяного покрова, может иметь серьезные последствия для судоходства между Азией и Европой.
«Это может сказаться на мировом судоходстве, а значит — на транспортировке более 90% всех товаров в мире», — сказала она CNN.
Но Норвежской ассоциации судовладельцев слабо верится, что транспортный путь к северу от Сибири станет главным маршрутом между Востоком и Западом.
Ассоциация судовладельцев настроена скептически
«Инцидент в Суэцком канале демонстрирует, насколько уязвима мировая торговля перед лицом кораблекрушений в критически важном „бутылочном горлышке" морского трафика между Европой и Азией. Некоторые заявляют, что это делает актуальным более короткий морской маршрут на севере. Но, по нашей оценке, нет оснований полагать, что суэцкий инцидент приведет к значительному увеличению количества судов на Северному морскому пути», — говорит исполнительный директор Ассоциации Харальд Сульберг (Harald Solberg).
«На Северном морском пути таких ресурсов нет. На наш взгляд, это свидетельствует, что Северный морской путь на сегодняшний день не подходит для больших объемов международных коммерческих перевозок. Подобные инциденты с мелью в узких проходах на севере могут иметь очень серьезные последствия», — сказал он.
«Российский проект престижа»
Проработав много лет директором Норвежского полярного института, Ян-Гуннар Винтер получил обширный опыт международного сотрудничества в Арктике. Сейчас он возглавляет Центр моря и Арктики.
Он считает, что экспертный анализ важен независимо от намерений развивать судоходство. По словам Винтера, это очень актуально, потому что тенденции все равно указывают на увеличение трафика.
«Россия много строит на севере, а Северный морской путь для нее — проект престижа. Сложно представить, чтобы россияне отказались от планов развивать его и дальше. Уже одни потребности промышленной деятельности на Ямале — достаточно сильная мотивация», — говорит Винтер.
«Развитие сотрудничества с азиатскими странами на севере и собственной деятельности России в Арктике, в том числе военной, все больше требует от россиян наличия „оперативной мускулатуры", такой как Северный морской путь», — добавляет он.