Пока президент Байден и его российский коллега Владимир Путин решают, где им встретиться: в Вене, Рейкьявике или Хельсинки, американцы и россияне пытаются понять, не лишают ли их возможности посетить Москву или Вашингтон введенные двумя странами санкции.
Посольство США в Москве объявило, что начиная со среды оно прекратит оформлять неиммиграционные визы для россиян. Россияне, желающие посетить США, учиться или вести там предпринимательскую деятельность, смогут получить визу только в третьих странах.
Приостановление консульских услуг — результат последнего обмена санкциями между Вашингтоном и Москвой. В апреле Байден ввел ограничения для более чем 30 россиян и российских технологических компаний, которых обвиняют во вмешательстве в президентские выборы 2020 года. Кроме того, президент выслал десять российских дипломатов, некоторые из которых, по словам Белого дома, работали на российские разведслужбы.
В ответ Кремль внес в черный список восемь действующих и бывших чиновников США и, по принципу «око за око», выслал десять американских дипломатов. Москва, однако, в ограничении представителей миссии США пошла дальше. Кремль запретил посольству США нанимать россиян на любую должность, это стало тяжелым ударом для американской миссии в России, поскольку у неё было много местных сотрудников. «Мы сожалеем, что действия российского правительства вынудили нас сократить штат консульских работников на 75%», — сказано в заявлении посольства.
По правде говоря, получить американскую визу в Москве стало сложно ещё с 2017 года — после того, как Путин в ответ на американские санкции приказал США сократить количество дипломатических служащих в России на почти 750 человек. Так он достиг цели уравнять количество дипломатов в обеих странах (до максимума в 455 человек).
Однако для россиян, планировавших поездку в Соединенные Штаты, сокращение персонала вылилось в месяцы ожидания собеседования на получение визы. Многие из них предпочитали поехать в другие страны, например, Грузию или Белоруссию, где получение американской визы шло быстрее. Туристы, чьи визы были просрочены, могли продлить их в России без предварительной записи. Теперь это станет невозможно.
Другой мой знакомый, американец, пытается найти способ посетить Россию. В апреле МИД России хвастался, что, несмотря на закрытие нескольких дипломатических представительств в США, российские консульства до сих пор выдают визы американцам в течение десяти дней. На самом деле, как я выяснила, граждане США с марта 2020 года не могут получить российские туристические визы из-за пандемии covid-19. Однако, как обещают представители российского посольства, они возобновят представление услуг, когда пандемия утихнет. По их утверждениям, высылка дипломатов не повлияет на выдачу виз американцам.
В МИД России отметили, что после сокращения штата миссия США в России насчитывает только 280 сотрудников, тогда как максимально возможное количество — 455. МИД России дал четко понять, что посольству США ничего не мешает нанять ещё 175 американских граждан и привезти их в Россию, чтобы выдавать визы. Российские официальные лица обвинили миссию США в России в неэффективной работе. «Проще было бы сказать: не умеем и не хотим работать», — заключается в посте министерства в Фейсбуке.
Официальный представитель Госдепартамента США Нэд Прайс (Ned Price) 29 апреля заявил, что запрет на прием на работу российских граждан «негативно скажется на способности нашей миссии работать и… нашей способности дипломатически взаимодействовать с российскими коллегами». «Мы, конечно, оставляем за собой право ответить», — добавил он. Однако Госдепартамент никак не объяснил, почему на эти рабочие места не наймут граждан США. Официальный представитель Госдепартамента настаивал, что именно российское правительство «решило ещё больше ограничить дипломатическое взаимодействие между двумя странами».
Учитывая, что российская миссия в США не нанимает американских граждан, запрет на прием на работу не кажется драконовским. Однако российские официальные лица, очевидно, знают, насколько этот шаг будет болезненным для американских коллег. Преподаватель Рутгерского университета Сергей Костяев считает, что российский режим становится всё более диктаторским и видит в любом культурном обмене угрозу.
Однако вопрос о том, почему Государственный департамент не наймет больше американцев для работы в посольстве в России, остается без ответа. Так, даже оппоненты Путина сейчас обвиняют Вашингтон в эскалации. Журналист и активист Ксения Собчак, выдвигавшая свою кандидатуру на пост президента в 2018 году, обвинила США в создании условий, подобных железному занавесу времен холодной войны. «Накажите чиновников, но причем тут студенты и простые туристы?» — написала Собчак.
Туристический поток между США и Россией значителен. В 2019 году, до начала пандемии, Россию посетило 240 тысяч американцев, а 180 тысяч россиян получило неиммиграционные визы в США.
В последние годы в визовой сфере не было никаких улучшений. После того, как Байден назвал Путина убийцей, а Россия отозвала своего посла в США, нет никаких оснований надеяться, что грядущая встреча двух лидеров сможет решить эту проблему. Создается впечатление, что Москва и Вашингтон настолько поглощены взаимными наказаниями, что проблемы туристов кажутся им ерундой. Однако США, вероятно, неосознанно сделали одолжение Кремлю, который пытается держать россиян подальше от западных ценностей. Более того, даже аполитичные россияне, когда узнают о новых визовых правилах, будут видеть в США врага.
Итак, действительно ли настолько необходимо наказывать обычных людей? Разве не будет более разумным отделить геополитику от культурного обмена и убедиться, что, несмотря на ограничения, граждане обеих стран могут общаться друг с другом и узнавать культуру друг друга?
Яна Пашаева — стипендиат программы Хьюберта Хамфри из России, работает с «Лос-Анджелес таймс» в рамках программы Университета штата Аризона. До приезда в США работала на независимой московской радиостанции «Коммерсантъ FM» и освещала ряд тем, начиная с российской и международной политики и заканчивая социальными вопросами. Получила степень кандидата филологических наук в Московском государственном университете.