«Нашего потенциала достаточно, чтобы создать военные проблемы даже такому крупному противнику, как Россия», — говорит главнокомандующий ВВС Карл-Юхан Эдстрём (Carl-Johan Edström).
План развития вооруженных сил на 2021-2025 годы подразумевает значительное увеличение отчислений на оборону. Оборонная политика Швеции начала меняться в 2015 году, после того, как Россия аннексировала Крым и стала активно наращивать вооружения.
С тех пор война на Украине продолжается, отношения между сверхдержавами продолжают ухудшаться, и то одна, то другая сторона показывает силу в соседних с нами регионах.
«Нужно смотреть на общую картину происходящего в Арктике и в Балтийском и Черном морях. Российская сторона явно стала чаще проводить учения, не только более масштабные, но и более сложные», — говорит глава ВВС Карл-Юхан Эдстрём.
Dagens Nyheter поговорила с тремя военными руководителями после семинара с их участием на тему «Кто контролирует Балтийское море?», который организовала компания Saab. Командующий сухопутными войсками участвовал в нем дистанционно.
«Мы ни при каких обстоятельствах не сможем остаться в стороне от конфликта НАТО и России, если он случится неподалеку от нас, нас обязательно втянут в него. Наша важная задача — продумать план действий на этот случай и подготовиться», — говорит глава ВМС Эва Скуг Хаслум (Ewa Skoog Haslum).
План развития от 2020 года подразумевает, что во всех типах вооруженных сил появятся новые подразделения. В особенности это касается сухопутных войск, которые восстановили воинскую обязанность. За десять лет количество военнослужащих там должно удвоиться.
Dagens Nyheter: Где может быть задействована наша армия в случае конфликта?
«Уже сам факт, что у нас есть силы на Готланде, создает много проблем потенциальному противнику, — считает командующий сухопутными войсками Карл Энгельбректсон (Karl Engelbrektson). — Наша важнейшая задача — сгруппироваться и всегда быть готовыми к действиям в стратегически важных областях страны, а также участвовать в совместных учениях с Финляндией, чтобы иметь возможность помочь и финнам».
Из этих слов очевидно, что формула холодной войны «вне альянсов в мирное время, чтобы сохранить нейтралитет во время войны» осталась в прошлом. Теперь наши войска должны «защищать Швецию от вооруженных нападений в одиночку и вместе с другими силами, на шведской территории и за ее пределами, оберегая нашу безопасность, свободу и независимость». Таково решение парламента.
Вот почему все виды шведских войск участвуют в совместных учениях с США и нашими скандинавскими соседями на все более разнообразных уровнях. Не далее как в ночь на субботу американцам разрешили войти в шведское воздушное пространство, чтобы в ходе учений прийти на помощь члену НАТО Эстонии. А с Финляндией мы сотрудничаем на случай инцидентов, кризисов и войн. Это сотрудничество регулируется шведским законодательством.
Задача вооруженных сил — предотвратить войну, повысив военный порог, который придется переступить потенциальному противнику, а точнее говоря — России, если он решит пойти в атаку. Его надо удержать от нападения. И в этом вопросе командующие полны уверенности в себе.
«Армия, ВМС и ВВС вместе могут создать концепцию для всех уровней конфликта — от предполагаемого вооруженного нападения, подготовки к бою, выхода к месту конфликта до перехода к столкновению на шведской территории, — говорит глава ВВС Карл-Юхан Эдстрём. — У нас достаточно потенциала, чтобы создать проблемы даже для такого крупного противника, как Россия. Мы можем использовать уязвимые места оппонента в собственных интересах. Именно это мы и будем отрабатывать во время учений, развивая свои навыки. Именно для этого мы хотим нарастить силы».
Чтобы нарастить вооруженные силы, власти выделяют больше средств. В этом году сумма достигла 66 миллиардов крон, а к 2025 году она повысится до 89 миллиардов крон.
Dagens Nyheter: Вы чувствуете рост ответственность по мере увеличения отчислений на военные нужды?
«Конечно. Так и должно быть, — отвечает глава ВМС Эва Скуг Хаслум. Она подчеркивает, что теперь нужен новый подход к делу. — 20 лет назад у нас было время, но не хватало денег. Сейчас денег нам дали — зато времени нет. Это должны понять не только мы, военные, но также и Управление материально-технического снабжения вооруженных сил, и военная промышленность. Сейчас важно высокое качество за очень короткое время».
«Важнее всего гарантировать нужный эффект, но так, чтобы не пришлось слишком сильно администрировать этот процесс. Мы намерены вознаграждать руководство, которое осмелится бросить вызов структурам, правилам и методам, выработанным за период, когда нам никто по-настоящему не угрожал», — говорит Карл-Юхан Эдстрём.
В 2023 году, после парламентских выборов — 2022, наступит момент политического контроля. Власти должны будут оценить, как идет наращивание вооружений, и решить, нужны ли дополнительные деньги (а уже сейчас есть некоторые признаки, что нужны).
«Меня это не беспокоит. Как показывает история, денег часто не хватает на все, что мы планируем. Но если мы предпримем четкие шаги, чтобы наладить поставки, обговорим стоимость разных вещей и обсудим, для чего они нужны, тогда, думаю, наша работа и в дальнейшем будет очень убедительной», — утверждает Карл Энгельбректсон.
Командующие вооруженными силами играют все более важную роль
Вооруженные силы Швеции возглавляет верховный главнокомандующий Микаэль Бюден (Micael Bydén), а его штаб — вице-адмирал Юнас Хаггрен (Jonas Haggren).
Также в состав высшего руководства входит глава отдела операций генерал-лейтенант Микаэль Клаэссон (Michael Claesson) и начальник производственного отдела генерал-лейтенант Юхан Свенссон (Johan Svensson).
Тремя видами войск командуют глава армии (сухопутных войск) генерал-майор Карл Энгельбректсон, глава ВВС генерал-майор Карл-Юхан Эдстрём и глава ВМС контр-адмирал Эва Скуг Хаслум.
С тех пор как обстановка в мире накалилась, и Швеция начала наращивать вооружения, роль главнокомандующих разными видами войск постоянно растет. Недавно у них появились новые собственные штабы в Энчёпинге (сухопутные войска), Упсале (ВВС) и Мускё (ВМС).