Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Bloomberg (США): как Европа может дать отпор Китаю и России

© РИА Новости Алексей Витвицкий / Перейти в фотобанкТанкер-газовоз в акватории порта при регазификационном терминале в польском городе Свиноуйсьце
Танкер-газовоз в акватории порта при регазификационном терминале в польском городе Свиноуйсьце - ИноСМИ, 1920, 19.05.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
«Инициатива трех морей» — проект, который автор называет едва ли не лучшим ответом Европы на проекты России и Китая. При этом в статье Москву по традиции обвиняют в энергетическом шантаже.

Важнейший геополитический проект, о котором вы до сих пор не слышали, называется «Инициатива трех морей». Это попытка 12 восточных членов Европейского союза обновить физические и цифровые каналы между Балтийским, Адриатическим и Черным морями. Это многообещающе уже само по себе. Но самое интересное, что это начинание — едва ли не лучший ответ Европы на посягательства России и Китая.

Выдвинули инициативу Хорватия и Польша в 2015 году. Затем в нее влились все государства — члены ЕС из-за бывшего железного занавеса и Австрия. Несмотря на оживленную экономику, по части инфраструктуры этот регион во многом отстает от остальной части Евросоюза. Путешествие автомобильным и железнодорожным транспортом занимает в среднем вдвое-вчетверо дольше, чем в остальной части ЕС.

Помимо прочего, не хватает хороших автомагистралей, железнодорожных путей и газопроводов в направлении юг — север. Это наследие холодной войны. Советские гегемоны позаботились о том, чтобы российский газ, танки и войска двигались без помех с востока на запад, но другими связями между оккупированными странами пренебрегли.

Инициатива трех морей задумана с тем, чтобы это изменить. К ее проектам относится, например, порт в Хорватии, который сможет принимать танкеры со сжиженным природным газом, в частности, из США — и трубопроводы, по которым этот газ пойдет на север в страны-партнеры. В Польше уже есть терминал СПГ.

На заднем плане незримо ощущается призрак России. Она долгое время пользовалась ролью поставщика энергии, утверждая свою власть над транзитными странами. Сейчас Россия зловеще опутывает весь регион новыми связями — через Черное море на юге и Балтийское море на севере. Последний проект «Северный поток — 2» идет прямиком из России в Германию и уже пробудил среди поляков и прибалтов старые опасения, что их обойдут, будут шантажировать или вовсе отрежут.

Помимо этого инициатива включает в себя шоссе, железные дороги, речные порты, мосты и многое другое. И конечно же оптоволоконные кабели с молниеносной скоростью передачи, а также все необходимое для запуска телекоммуникационных сетей пятого поколения (5G).

Здесь главная страшилка — уже Китай. Стремясь к статусу сверхдержавы, Пекин давно продвигает масштабные инфраструктурные проекты, чтобы упрочить свое влияние в Восточной Европе. Флагманский проект здесь — «Один пояс, один путь», куда вошли порты, железные и автомобильные дороги и цифровая связь по всей Евразии и Африке. Другой проект называется 17 + 1, в нем Китаю отводится первое место, а остальные 17 участников — восточноевропейские страны, в том числе десять участников «Инициативы трех морей».

Многие из китайских инициатив — слабо замаскированные попытки распространить власть Пекина по всему миру. Порой Китай финансирует порт или мост на грабительских условиях, загоняя заемщика в долговую яму. В других случаях китайцы открыто предлагают свои щедроты в обмен на политическую поддержку.

Вопиющий пример здесь — Венгрия. Она сотрудничала с Китаем по гигантскому проекту строительства железной дороги из Будапешта в Белград и греческий порт Пирей, чей контрольный пакет акций принадлежит государственной китайской компании. С тех пор Венгрия неизменно вызывает недоумение в Брюсселе, раз за разом блокируя декларации ЕС против нарушений прав человека в Китае. Уже в этом месяце, например, Будапешт наложил вето на заявление ЕС с критикой Пекина за подавление демократии в Гонконге.

Отчасти это отражает прихоти премьер-министра Венгрии автократа-популиста Виктора Орбана: он развернул пропаганду против ЕС и предпочитает оставлять себе пространство для маневра. Но виноват и сам альянс. Хотя Брюссель шлет в регион немало денег (те же Польша и Венгрия — главные льготники евросоюзного бюджета), по части инвестиций в инфраструктуру он явно оголил свой фланг, и этот пробел поспешили заполнить китайцы.

Поначалу ЕС отнесся к инициативе трех морей настороженно. Политический раскол между западными и восточными членами альянса за последние годы усилился, поскольку Венгрия и Польша ослабили верховенство закона и скатились в популизм. Поэтому поначалу эта инициатива пахла восточной попыткой сплотить регион против Брюсселя.

Это не так. Скорее, это дальновидная попытка обеспечить процветание региона и пресечь издевательства России и вмешательства Китая. США поняли это раньше, чем ЕС. Вашингтону особенно приглянулись цифровые устремления этой инициативы, — в них он увидел шанс перекрыть китайскому телекоммуникационному гиганту «Хуавэй» дорогу к строительству новых сетей 5G в регионе.

«Инициатива трех морей» — прекрасная идея, и Вашингтон, Брюссель, Берлин и другие западные столицы должны ее поддержать. США и ЕС уже пообещали кучу денег — но надо еще. И энтузиазма тоже.

Но ЕС должен четко представлять свои перспективы. Во-первых, все участники, включая Венгрию, обязаны признать геополитический подтекст и недвусмысленно заявить о своей верности Брюсселю, отказавшись от флирта с Пекином. Во-вторых, эта инициатива не может стать зародышем некоего нового восточного блока, который противопоставляет себя остальной части ЕС.

Вместо этого совместный европейский проект должен ознаменовать начало давно назревшего примирения и интеграции между Востоком и Западом Европы. Если 12 стран между тремя морями эту идею поддержат, то блок из 27 членов станет новым оплотом более широкого Запада.

Андреас Клут — бывший главный редактор «Хандельсблат глобал» (Handelsblatt Global) и обозреватель журнала «Экономист»